Недавнее банкротство туроператора "Лабиринт" произошло по худшему из всех возможных сценариев - остановка чартерной цепочки в самый разгар сезона привела к наибольшему количеству пострадавших.
А ведь поддержать еще какое-то время возможность вылетов/прилетов туристов чартерами было бы в разы дешевле, чем оплачивать экстренную эвакуацию туристов, сбои в графике заселения в отели и нести другие расходы. Неожиданная отмена чартерных рейсов в пятницу вечером привела не только к хаосу в аэропортах и к необратимым последствиям, но и к неизбежной остановке деятельности уже двух туроператоров "Лабиринт" и - ранее - "Ланта Тур" (в начале 2012 года). Конечно, банкротство компании из любой отрасли является естественным процессом оздоровления рынка, однако, столь катастрофические последствия банкротств в туристической сфере можно и нужно предотвращать.
Чтобы избежать таких больших финансовых потерь и такого количества пострадавших от банкротств туроператоров в будущем, на законодательном уровне в первую очередь нужно решить три задачи:
Во-первых, необходимо
создать институт по экстренному оздоровлению или помощи туроператорам, испытывающих финансовые сложности, чтобы график чартерных рейсов не обрывался резко - по аналогии с тем, как проводится санация в банковском секторе. Ведь у туроператоров есть не только пассивы, но и активы в виде вперед оплаченных номеров в отелях, стоимости самого бизнеса или торговой марки, долгов иностранных партнеров и др. При известии о банкротстве туроператора такие активы практически полностью теряются и остаются только пассивы. Мы все помним, что в 2012 году государство еще пыталось спасти "Ланта Тур", предоставив кредит через банк ВТБ 24, но было уже поздно - после остановки цепочки чартерных рейсов начались необратимые последствия. Главное - не допускать сбоя в графике вылетов и возвратов туристов на чартерных рейсах вовсе.
Второе -
авиакомпании должны предупреждать об остановке полетов как минимум за неделю, чтобы у туроператоров была возможность найти замену бортам. Кроме того, важно, чтобы авиакомпании страховали как регулярные, так и чартерные рейсы, т.к. сейчас застрахованы только туристы, покупающие турпакеты, а те, кто покупает авиабилеты, никак не защищены финансово. Не раз уже становились банкротами как российские, так и иностранные авиакомпании, а их пассажиры теряли деньги за купленные билеты.
Третье - важно, чтобы
все страховые компании гарантированно могли выплачивать те суммы, на которые они страхуют своих клиентов.
"Закручивание гаек" на туристическом рынке, в частности увеличение размеров страховых обязательств, не принесет пользы. Какой смысл увеличивать размер страховки, когда страховые компании все равно не смогут взять на себя большие обязательства по финансовым компенсациям пострадавшим туристам? Для общего блага эффективнее было бы направить существующие суммы фингарантий на экстренную поддержку туроператоров, а не компенсировать многократно большие суммы ущерба. Рынок авиаперевозок является фундаментом для туристического рынка, и до тех пор пока на авиарынке не будет действовать обязательная система страхования и гарантий, туристы не будут защищены, какие бы новые законы для туристического рынка не вводились.
Как выбрать цифровое пианино? Цифровые пианино послужат отличной альтернативой классическим пианино
Знакомим горожанина с печью Современный городской житель, вероятно, уже и не знает что такое печь