XV в., Перу
Место поклонения Солнцу и иных таинственных обрядов; мужчины оставались здесь в явном меньшинстве
Полупризрачные руины Мачу-Пикчу укрылись высоко в Андах, на трудно доступной горной седловине. Здесь когда-то было место солнечного культа. Верховные правители инков вели свою родословную от бога Солнца.
В Перуанских Андах, на горной седловине примерно в 400 метрах над рекой Урубамба находится таинственное заброшенное селение, о существовании которого долгое время никто не знал. Оно называется сейчас Мачу-Пикчу (Machu Picchu - Старая Вершина), по имени расположенной рядом с ним горы, но никому не известно, как называли это селение прежние его обитатели.
Когда Хайрам Бингем, археолог из Иельского университета, обнаружил это место в 1911 году, он поначалу решил, что нашел легендарный город Вилкабамба, куда ушли инки, восставшие против испанцев, и где они укрывались 36 лет после того, как их последний король был изгнан конкистадорами из Куско. Бингем был потрясен открывшимся ему видом и так изложил свои первые впечатления: 'Я вдруг начал понимать, что эти стены с примыкающим к ним полукружьем храма.. - одно из красивейших каменных сооружений, созданных человечеством, и у меня просто перехватило дыхание'.
Красота Мачу-Пикчу, действительно, сомнению не подлежит. Однако когда поблизости от него были обнаружены руины еще одного города, стало ясно, что это все же не Вилкабамба. Настоящее имя Мачу-Пикчу, как и многое другое в его судьбе, по сей день покрыто мраком неизвестности.
Солнечные камень. Каждый год в день зимнего солнцестояния здесь справлялись культовые обряды в честь солнечного божества.
Судя по всему, Мачу-Пикчу было прежде всего местом религиозного культа. Не вполне ясно, когда оно возникло. Предполагается, что произошло это в середине XV столетия, когда царство инков стремительно разрасталось, подчиняя себе соседние индейские народы. По оценкам исследователей, здесь жило всего около тысячи человек, причем обнаруженные в захоронениях скелеты дают основание считать, что по численности женское население в десять раз превосходило мужское. Этот факт подкрепляет гипотезу, согласно которой Мачу-Пикчу был центром поклонения Солнцу, где обитали главным образом жрицы этого божества, Солнечные девы.
На большое значение, которое придавалось Солнцу в этом священном месте, указывает и так называемая Интиуатана (слово, означающее на языке индейцев кечуа 'место, к которому привязывается. Солнце'). Эта каменная скульптура весьма причудливых очертаний, возможно, служила астрономической обсерваторией. Нигде в мире нет ничего подобного этому сооружению, тем не менее исследователи полагают, что здесь производились важные математические расчеты положений Солнца на небе. Кроме того, здесь, видимо, справлялись культовые обряды в день зимнего солнцестояния, когда заклинаниями и иными ритуальными действиями приветствовалось возвращение Солнца. Судя по всему, астрономические наблюдения проводились и с Солнечной башни. Это сооружение подковообразной формы с окном, в которое в день зимнего солнцестояния падают солнечные лучи. Храм Трех Окон, в центре которого вертикально установлен каменный столп, чье расположение соотносится с проекциями окон, тоже, по всей видимости, был связан с солнечным культом. Известно также, что у инков был свой особый праздник Солнца. Он назывался Инти Райми (Inti Raymi) и проводился в дни зимнего и летнего солнцестояния.
Мачу-Пикчу был прекрасным городом с культовыми зданиями и дворцами, садами и земляными террасами, оросительными каналами, колодцами и купальнями, а на делянках возделывали кукурузу, овощи и картофель. Расположенные на различных уровнях террасы были связаны друг с другом системой лестниц.
Испанские завоеватели не узнали о Мачу-Пикчу и не добрались сюда. Тем не менее по непонятным причинам город был внезапно покинут своими обитателями.
|