1869-1886 гг., Германия
Королевская блажь обернулась мечтой наяву - и вырос сказочный замок
Сказочный замок Людовига Баварского - прекрасная романтическая декорация на фоне заснеженных альпийских вершин.
Нойшванштайн - это сбывшаяся наяву фантазия, замок-сказка, вознесший свои будто игрушечные башенки и галереи над лесистыми холмами в Баварских Альпах под городом Фюссеном близ австрийской границы. Он производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. При этом у замка весьма внушительные размеры, да и строился он в течение семнадцати лет. Возводя этот замок, король Баварии Людвиг II стремился воплотить в его архитектуре свои представления о романтике.
Людвиг рос в расположенном неподалеку замке Хоэншвангау. Это стилизованное под средневековую крепость сооружение выстроил его отец Максимилиан II. Людвиг был страстным почитателем германской мифологии и, судя по всему, отождествлял себя с рыцарем-лебедем Лоэнгрином. Побывав на премьере одноименной оперы Рихарда Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Когда же три года спустя в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, одним из первых его государственных деяний было приглашение композитора в Мюнхен. Теперь, обладая деньгами и властью, он стал меценатом Вагнера, заплатил за композитора все долги и пообещал учредить фестиваль для исполнения вагнеровских произведений. В своих операх Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир немецких легенд и сказаний, стараясь увлечь зрителей драмой извечного противоборства Добра и Зла. Людвиг тем временем распорядился начать строительство сказочного замка, который во всех отношениях соответствовал бы идеалам древнего германского рыцарства.
Это, равно как и другие его решения, все больше склоняло окружающих к мысли, что король повредился в рассудке и как правитель не способен смотреть на вещи здраво. Когда Людвиг был еще молод, Бисмарк публично объявил, что он вполне вменяем, хотя уже тогда бросались в глаза многие странности его поведения, манера причудливо одеваться, вообще весь образ жизни, - он, к примеру, иногда целыми днями спал, а порой приглашал к себе на обед.. дух Людовика XIV. Но в конце жизни его безумие было совершенно очевидно и ни у кого не вызывало сомнений.
Очевидцы и современники утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати для Людвига в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков. Внутреннее убранство замка являет собою смесь различных архитектурно-художественных стилей, сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-ви-зантийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер. При этом все здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и го-рячей водой.
Королевское озеро Химзее
В 1878 году Людвиг пожелал построить на одном из островов на озере Химзее свой собственный Версаль с еще более просторной и, на его вкус, еще более красивой Зеркальной галереей и еще более роскошной спальней, чем знаменитая спальня Людовика XIV. Ее Людвиг, по уверениям знавших его людей, предназначал специально и исключительно для давно усопшего французского монарха. Был разбит парк во французском стиле. Однако через семь лет деньги на строительство кончились, и дворец так и остался незавершенным.
Линдерхоф
Еще один замок Людвига - Линдерхоф расположен вблизи Обераммергау в изумительном парке, где имеется, кроме того, Храм Венеры и так называемый Мавританский павильон, купленный Людвигом во время посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году. Линдерхоф строился с 1869 по 1879 год. И здесь в руководстве строительством участвовал театральный художник Янк. В павильоне король распорядился установить необычный Павлиний трон. Но наибольший интерес представляет Храм Венеры, искусственная пещера с искусственным озером в ней) со сталактитами, сталагмитами и огромной картиной, изображающей сцену из вагне-ровскоЙ оперы "Тангейзер". В водах искусственного озера плавал челн в форме лебедя. Рассказывают, что одна певица, некая мадам Шеффицки, не отличавшаяся особо хрупким сложением, как-то раз опрокинулась из этого челна в воду, желая побудить Людвига к галантному спасению дамы. Но король передоверил эту миссию своим слугам.
|