С 1531 г., Мексика
Самая почитаемая святыня Мексики, стоит в том месте, где когда-то, как утверждает легенда, Пресвятая Дева явилась бедному крестьянину-индейцу
Старая церковь Пресвятой девы Гваделупской с четырьмя башнями и золотым куполом. Поскольку святыня с годами приобретала все большее значение, церковь за несколько столетий неоднократно перестраивалась. Недавно для святыни был построен новый храм гораздо больших размеров.
Каждый год 11 и 12 декабря, вечером накануне и в день праздника Пресвятой Девы Гваделупской, в Мехико проходят торжественные шествия, сопровождаемые народными танцами. Особенно большой размах празднества приобретают в пригороде Мехико, где расположена церковь Пресвятой Девы Гваделуп-ской. Тысячи паломников устремляются сюда почтить святое место. Последнюю часть пути они, как правило, проползают на коленях.
Святыня находится в том месте, где в 1531 году Пресвятая Дева якобы явилась простому индейскому крестьянину Хуану Диего. Первая же поставленная здесь церковь - скромное сооружение из кирпича-сырца - обладала поистине магической силой, притягивая паломников со всей округи. В последующие столетия ее постоянно обновляли и перестраивали, последний раз в 1895 году. Сейчас это здание с четырьмя башнями и центральным куполом сорокаметровой высоты. Его кровлю поддерживают изнутри коринфские колонны. Общий вес серебра, из которого сделаны алтарная решетка, канделябры, сосуды и прочие предметы церковной утвари и убранства, составляет 62 тонны. Вплоть до 70-х годов нашего столетия здесь же находился и золотой реликварий. Он стоял на выполненном из бронзы и мрамора главном алтаре. В этом золотом ларце хранился плащ Хуана Диего с запечатленным на нем нерукотворным образом Пресвятой Девы. Сзади находилась статуя самого Диего, преклонившего колени в истовой молитве. По праздникам над иконой Пресвятой Девы помещали корону, усыпанную драгоценными камнями.
Новая церковь на вкус многих людей выглядит слишком уж современно. Ее главный вход украшен пышным орнаментальным декором, в котором доминирует узор из цветов. По легенде, Пресвятая Дева совершила чудо - по ее велению на бесплодном холме расцвели розы.
Поклонение Пресвятой Деве Гваделупской за истекшие столетия отнюдь не уменьшилось, а, напротив, еще больше возросло, и в настоящее время это главная национальная святыня Мексики. Большой приток паломников и опасения, что ветхое здание церкви, построенное на ненадежных грунтах, может обрушиться, привели к тому, что в 1976 году было принято решение воздвигнуть для Пресвятой Девы новую церковь гораздо больших размеров. Задачу эту поручили архитектору Педро Рамиресу Васкесу, автору нашумевшего и отнюдь не однозначно оцениваемого проекта Антропологического музея в Мехико. Новая церковь - сооружение из стали, стекла и пластика - не встретила одобрения у традиционалистов. Для плаща с нерукотворным образом Пресвятой Девы в ней был создан новый алтарь. Паломники проезжают мимо него на самодвижущейся ленте транспортера.
Неподалеку находится и небольшая часовня около источника, который, по легенде, забил в этом месте в миг явления Пресвятой Девы.
По легенде, явление Девы Марии случилось десять лет спустя после покорения Мексики испанцами. Диего был ацтекским землепашцем, недавно обращенным в христианство, его ацтекское имя означало 'Говорящий орел'. Когда ему явилась Пресвятая Дева, она повелела пойти к архиепископу и передать, чтобы тот построил в этом месте церковь. Диего смиренно ответил на это, что лучше бы, мол, послать к архиепископу испанца. На что Дева Мария возразила: она действует так из любви и сострадания к Хуану и его побежденным индейским собратьям. Архиепископ сперва усомнился в словах Хуана и попросил, чтобы ему было знамение. В ответ на это по велению Пресвятой Девы на голой вершине бесплодного холма выросли розы. Хуан Диего завернул их в плащ и понес архиепископу, а когда раскрыл плащ - на нем уже был запечатлен знаменитый нерукотворный лик Пресвятой Девы. Архиепископ во всем уверился и распорядился немедленно строить церковь.
Ла Индита
Знаменательно, что холм, где Пресвятая Дева явилась Хуану Диего, первоначально был местом поклонения ацтеков их богине-праматери Тонан-чин. Испанские священники впоследствии долго еще жаловались на паломников-индейцев, которые упорно называют Богородицу этим нехристианским именем. По словам Хуана Диего, сама Пресвятая Дева говорила о себе как о 'рачительной матери' , которая 'любит таких же, как он'. Независимо от степени правдоподобия этой истории, в нее верили прежде всего такие, как Хуан Диего, - индейцы, выбитые из колеи крушением привычного жизненного уклада и навязываемой им новой верой. Им эта легенда нравилась, поскольку она связывала чужеземную религию с традиционными верованиями ацтеков. Христианская Богоматерь оказывалась сродни их ацтекской богине-праматери. Каких только чудес не приписывали Пресвятой Деве Гваделупской! Нередко ее называли Ла Индита (La Indita - 'маленькая индианочка'). Христианство в Мексике восприняло многие местные, дохристианские элементы, поэтому образ Пресвятой Девы Гваделупской уже вскоре прочно отождествился с национально-освободительной борьбой против испанского владычества.
Старое здание церкви сегодня превращено в музей, где экспонируются иконы, религиозная скульптура и всевозможные дары, преподнесенные Пресвятой Деве благодарными паломниками и жаждущими исцеления богомольцами.
|