Киргизия - Поездка в Арча-Мазар

Киргизия - Поездка в Арча-МазарКрасота востока всегда завораживала меня, манила своей таинственностью и необычностью. И вот я решилась. Пункт назначения: страна Киргизия, Ошская область, Ляйлякский район, город Исфана. Этот маршрут был выбран не случайно. Почти 14 лет этот город был мне домом. Здесь остались мои друзья и многочисленные родственники, которые всегда с радушием принимали меня. Да и места здесь удивительно красивые.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарИсфана - это город музей, в ее окрестностях есть и древние греческие постройки, и высеченный в скалах храм рыцарей тамплиеров,и наскальные рисунки в пещерах. А если зайти далеко в горы, то через три дня можно добраться до ущелья Саркент, пройти по нему и упереться в горного озеро, по легендам из которого по ночам выходит белая лошадь, обойти его и выйдти к Арча-Мазару.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарПо легендам, это последнее место, куда смог дойти Александр Македонский. Здесь он дал последний бой, но проиграл горному народу тиграхаутам. На Мазаре до сих пор есть каменая плита, на которой греческими буквами выбито Александрия Эсхата. Что переводится как 'здесь заканчивается Александрия'. Поговаривают, что и легендарный золотой шлем, потерянный Александром, покоится где-то здесь. Это и была главная цель нашего путешествия.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарСразу хочу предупредить, дорога не близкая. Вначале 8 часов мы ехали на поезде от Курска до Москвы. Билеты обошлись в 1200 рублей на человека. В Москве пересели на поезд до Ташкента. Ехать почти трое суток, билет -3800. Но это еще не все. В Ташкенте снова пересели на поезд, теперь уже до Ленинабада. Это еще 13 часов пути и 900 рублей билет. В Ленинабаде сели на автобус и через 2,5 часа оказались в Исфане. Вот и все. Мы на месте. Остановились у моей тети Мамлакат.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарЕсли честно, тащиться через горы пешком 4 дня туда и столько же обратно не очень то хотелось. Решили поступить проще. Поехать туда на машине. Моя первая экскурсия в Ала-Букинский район к историческому мавзолею Шах-Фазиль была просто великолепной. Когда я увидела эту архитектуру моему восхищению не было предела.По моему мнению характер орнаментов не имеет себе подобных среди других памятников архитектуры в Средней Азии.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарКомплекс создан в древние времена, скорее всего, на месте священного фаллического культа и священной горы Арча-Мазар. В него входят: священная гора Арча-Мазар с мавзолеем Аламбердара XIX в. и пещерой святого отшельника, место казни 2700 воинов ислама. И вот я уже приближаюсь к этому чуду архитектуры, солнце ещё не в зените. Эти утонченные формы архитектуры. Всё таки правду говорят что - искусство вечно. Свершилось! Мы уже внутри. Здесь оказалось ещё красивее. Интерьер мавзолея от пола до потолка покрыт тонированной ганчевой резьбой, в которой орнаментальные пояса ограничиваются друг от друга по горизонтали массивными поясами мемориальных коранических надписей, выполненных почерком 'цветущий куфи'.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарКак нам рассказывал гид комплекс включает в себя памятники эпохи бронзы и самое главное памятник природы - священную гору Арча-Мазар. Я узнала много интересных фактов про многовековую историю мавзолея Шах-фазиль. В 1980-е гг. часть памятников подвергли реконструкции. Многие историки сразу указали на большую историко-научную ценность мавзолея. Аналогичных памятников в Средней Азии нет. Мавзолей Шах-Фазиль не имеет себе равных в архитектуре Караханидской эпохи среди памятников XI в., которых сохранилось очень мало. Особенно своеобразен его интерьер, купольная форма потолка, красивые узоры на стенах.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарГора Арча-Мазар дала позволило создать историческую легенду, которая, безусловно, является отголоском тех далёких исторических событий, так что мавзолей должен быть сохранен как фольклорно-народная ценность. Также Шах-фазиль с древних времен остаётся мусульманской святыней для всей Ферганской долины и, следовательно, духовным наследием народа. Лично для меня Шах-фазиль внешне - это прямоугольное в плане строение, длиной до 11 м. по внешнему замеру. Четверик сделан в виде массивной крезанной пирамиды, на которой находятся необычайной формы ступенчатый барабан и высокий потолок.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарНа следующий день, ни свет ни заря, мы отправились в горы. Поверьте, здесь действительно было что посмотреть. Однако, прогулка оказалась не из легких, и в некоторых местах нам приходилось использовать альпинистское снаряжение. Мы были просто восхищены сказочными красотами местного пейзажа, богатством растительного и животного мира. На горных склонах мы встретили дикие яблони, клены, тянь-шаньские Березы (с розовой корой), ели. Кстати, животный мир Алатау насчитывает примерно около 60 видов млекопитающих и 20 видов птиц: ирбисы, бурые медведи, горные козлы, архары, маралы, дикие козы 'елик', туркестанские рыси, кабаны, волки, лисы, барсуки, дикобразы, сурки и т.д. Из птиц: беркут, бородач, горные куропатки (кеклики), фазаны, тетерева, арчовый дубонос. К сожалению, нам не посчастливилось встретить представителей этой фауны. Хотя все -же, когда мы шли по холмистому склону, нечаянно вспугнули стайку кекликов, которые бросились от нас в рассыпную и попрятались по кустам. Еще видели беркута, гордо парящего над нашими головами и несколько дикобразов.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарВот и все. Но это было днем. А вот ночью горы приготовили для нас настоящий сюрприз. Мы разбили лагерь на небольшой полянке, поужинала, разошлись по палаткам и легли спать. Ночью я проснулась от дикого визга кабанов и криков людей. Когда выбежала из палатки, то увидела мечущийся по поляне друзей и диких свиней. И те, и другие были перепуганы. Обошлось без происшествий, кабаны убежали. Как объяснили нам потом местные жители, через эту поляну пролегала кабанья тропа. Вот мы с ними и встретились. Потом вспоминали эту историю и смеялись до слез. Вот так бывает.

И вот последний день прибывания в Ала-Букинском районе, эта культура, этот народ. Я настолько пропитался их обычаями и манерой общения.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарЛюди живущие здесь недалеко от этих великих памятников очень отзывчивы и доброжелательны. Особенно стоит упомянуть местную кухню. Традиционным и наиболее употребляемыми у киргизов были блюда из проса, которое с давних времён выращивалось киргизами.

Киргизия - Поездка в Арча-МазарЧай относится к числу самых известных напитков у киргизов, что интересно летом в Киргизии пьют зеленый чай. Его пьют утром, до и после обеда, вечером, пьют с молоком или сливками, подсаливая его. Необычными видом чая является актаган. Его варят с молоком, маслом, сметаной и солью.

Я никогда не забуду эту экскурсию, она навсегда останется в моих воспоминаниях.