Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопад

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадНаступил день, на который был намечен поход к Алибекскому леднику, Турьему озеру и Алибекскому водопаду. Было несколько причин, которые повлияли на выбор именно этого маршрута. Поскольку мы отдыхали с детьми, возраста 9-ти лет, 5-ти лет и одиннадцатимесячным малышом, то идти по очень сложному маршруту было бы рискованно. К тому же Алибекский ледник является вторым по величине в этой части Кавказа и расположен на доступной высоте.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадНа улице было пасмурно, при этом мыслей об отмене экскурсии не возникало ни у кого, поскольку за 4 дня пребывания на Кавказе мы поняли, насколько здесь изменчива погода. Дети были одеты, необходимые вещи сложены, машина ждала у калитки. Нашим проводником был Рашид.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадПервую часть пути составляла дорога Теберда-Домбай. Далее мы поднялись в горы на машине к альплагерю 'Алибек'. Отсюда начинался наш пеший маршрут. Выпив по бутылке лимонада, который напоминал вкус детства, мы отправились в путь. Дорога проходила через лес, основу которого составляли ели и пихты. Стройные, высокие деревья тянулись к небу. Насыщенный цвет их крон и растущих между ними кустарников и разнотравья запомнится надолго. Нам давно не приходилось созерцать летом такие красивые яркие краски, так как климат Восточной Украины очень сухой, дожди летом бывают редко и к середине июня листва деревьев начинает блекнуть, а трава и вовсе засыхает.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадЧерез пару сотен метров лес остался позади, а мы вышли на поляну Узун-тала, что в переводе означает длинная поляна. Высокая, сочная трава была усеяна разноцветными цветами. Вдалеке виднелись горы, вершины которых покрывал снег. Перед нами открылся вид на Алибекский и Двуязычный ледники, которые мощным снежным покровом спускались с горного хребта. Где-то между ними находилось Турье озеро.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадСолнышко спряталось и казалось, что от гор веет холодом. Миновав поляну, мы вновь вошли в лес. Теперь он был смешанным. Наряду с хвойными деревьями здесь росли березы, дубы, клены, осины, стволы которых из-за снежных лавин у корней были закруглены. Тропа медленно уходила вверх, приближая нас к цели. Было очень жарко. Чтобы освежиться мы умывались горной водой.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадПоследний участок пути к Турьему озеру проходил по снегу. Он был мокрым, холодным и скользким. Озеро в начале июля оказалось еще под толщей снега. У берегов только начали появляться разломы, в которых виднелась вода. Озеро находится в обрамление гор и скал на высоте 3000 метров. Оно словно утоплено в них. Берега поросли альпийскими травами и зарослями кавказского рододендрона, кусты которого были покрыты красивыми белыми соцветиями. Свое название озеро получило из-за животных туров, которые, когда здесь никого нет, спускаются попить воду.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадПоднявшись по каменному склону невысокой скалы, мы оказались на хребте, с одной стороны которого открывался вид на Алибекский ледник, а с другой находилось Турье озеро. При этом спуститься в низ было невозможно, поэтому нам пришлось немного вернуться назад, чтобы попасть к леднику. Полностью избежать крутого спуска нам не удалось. К леднику вела дорога по каменистому горному склону. Его высота была не большая, при этом вероятность поскользнуться на камне и съехать вниз на попе была высока. Мы медленно спускались, страхуя детей. Тяжелее всего пришлось Сергею, который нес на руках спящего малыша.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадУра! Мы спустились и шли по подножию ледника. Было сложно осознавать, что среди лета мы передвигаемся по тонкому слою камней, под которыми находится толща льда в несколько метров. Из-под снега вытекали многочисленные ручьи, которые несли воду в реки, стекающие с горных склонов.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадСледующим и последним объектом нашего маршрута был Алибекский водопад. Рашид попытался отговорить нас от похода к нему, поскольку времени уже было много, и он переживал, что мы не успеем вернуться пока на улице светло. Нас этот факт нисколько не смутил, и мы продолжили путь по запланированному маршруту.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадМы шли к водопаду, все дальше удаляясь от ледника, который остался позади нас. Впереди нас ждали новые приключения и впечатления. Мы проходили вдоль реки, иногда перепрыгивая по камням, лежащим в ее русле. Вода текла быстрыми, искрящимися на солнце потоками. И тут нам предстояло узнать, что Рашид ни разу не ходил этим маршрутом, и мы сбились с тропы. Радовало, что на туристических маршрутах ставят специальные метки. На камнях или деревьях рисуют круг краской. Нам предстояло найти эти метки. В поисках пути наш проводник наткнулся на стадо туров, которые выскочили на скалу рядом с нами. Увидев нас, они испугались и быстро скрылись из виду. Несмотря на то, что мы заблудились, настроение у всех было прекрасное.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадПосле нескольких звонков друзьям Рашид вывел нас на тропу. Правда, ее сложно было назвать туристической. Сомнения развеялись, когда мы увидели характерные метки. Тропа спускалась среди густых лесных зарослей вдоль скалы, с которой срывалась мощными струями вода, образуя водопад. В некоторых местах нам приходилось съезжать по камням, а параллельно себе спускать детей.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадПоследние каменные глыбы позади и мы оказались перед Алибекским водопадом. Мощные потоки воды с шумом срывались со скалы, рассеивая далеко от себя мелкие брызги. Нам предстояло продолжить спуск к его подножию. Мы стояли и любовались пейзажами, слушали шум падающей воды. Если бы не время, которое не стояло на месте, а бежало вперед, то можно было бы долго стоять и любоваться водопадом.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадСолнце начинало садиться, Рашид нервничал, так что мы начали быстро двигаться в сторону дома. Дорога преподносила нам сюрпризы. Мост через реку, которую нам предстояло перейти, был размыт. Мужчины положили в русло большие камни, которые выглядывали из воды, образовали цепочку, по которой переправили детей на другой берег и перешли сами.

Кавказ: Алибекский ледник, Турье озеро, Алибекский водопадК альплагерю, где нас ждала машина, мы возвращались практически без остановок в быстром темпе. Мы вышли на Алибекскую поляну на закате. Какими прекрасными были горы в лучах заходящего солнца, мы запомним надолго.

Домой мы вернулись очень поздно, дети заснули в машине и мы не стали их будить, а спящих перенесли в дом. Довольные и счастливы, лишенные сил мы тоже легли спать, а наутро было решено провести время в изучении окрестностей Теберды. Но об этом будет следующий рассказ.