Незабываемая поездка в Гуамское ущелье

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеВ Краснодаре мы бываем каждый год. Вначале приезжали к маме. Потом, когда мамы не стало, обнаружилось, что к Кубани за долгое время мы просто 'прикипели'. Все, что когда-то раздражало - жара, рыночная толчея, шумные, горластые люди, бесконечные армянские свадьбы, все эти, только на юге существующие 'гарбузЫ', 'тю-ю-ю', 'я С тебя злюсь', 'поговорим За твой поступок', - стало неотъемлемой частью лета. А потому в июле нынешнего года мы снова приехали в Краснодар.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеПодходила к концу вторая неделя отпуска. Город, ставший практически родным, был к тому времени исхожен вдоль и поперек. Мы размышляли, чем заняться в ближайшие дни. Ясность и определенность в наше будущее внес вернувшийся с работы двоюродный брат: 'Тоже мне проблема! Едем в Гуамку! Там вы еще не были'. Сказано-сделано. Ранним субботним утром мы загрузились в авто и двинулись в сторону Апшеронска, туда, где находится Гуамка.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеВсю дорогу я подозрительно поглядывала на брата и думала, что на поездку согласилась совершенно зря. Лучше бы мы еще раз в выставочный зал сходили или просто по городу погуляли. Сейчас этот патриот Краснодарского края привезет в какое-нибудь нелепое место, по-особому дорогое и близкое именно его сердцу. Ну не может под несолидным названием 'Гуамка' скрываться что-то заслуживающее внимания. Правда, когда в разговоре по пути выяснилось, что в Гуамке есть ущелье, я стала смотреть на перспективы более оптимистично. Ущелий мы еще не видели, в ущельях не бывали. Пусть хоть что-то, пусть хоть трещина в скале, будем говорить, что видели мы эту самую Гуамку с ее ущельем.

Приехали. На въезде - столбик со смешной надписью 'Хутор Гуамка'. Немноголюдно. На стоянке, куда определили машину, мы были третьими.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеТишина. Покой. Рядом журчала речка, на берегу щипали листья с дерева две оседланные лошади, с ними жеребенок. Вроде, ничего необыкновенного, но это было так красиво, что мы остановились. Случается же! Видишь что-то настолько потрясающее, что хочется потрясти головой, потому как такой притягательной может быть только реклама, в которой все до последнего кадра выстроено и продумано. А здесь-то никто ничего не придумывал. Текла река, на берегу росло дерево, возле которого остановились лошади, а вместе с ними... мы.

Оправившись от первого (не самого сильного, как выяснилось позднее) эстетического потрясения, мы огляделись. Чуть поодаль - заросшие деревьями горы. Наверное, нам туда.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеНедалеко остановилась машина, из которой вышли две дамы с детьми. Легкую панику в наших рядах вызвали слова одной из женщин, обращенные к детям: 'Шапки и куртки надеть обязательно: в ущелье холодно, может быть снег!'. А мы-то рассчитывали только на утреннюю летнюю прохладу!.. Но, решив, что негоже нам - северянам южных снегов пугаться, мы двинулись навстречу неизвестности.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеПрошли мимо маленького аккуратного отеля 'Гуамка', под ногами появились рельсы-шпалы, началась какая-то узкоколейка. Нам пояснили, что каждые полчаса желающих возит в ущелье маленький электровозик, но тут же кто-то шепнул, что один такой вверх колесами до сих пор лежит в ущелье, и у нас будет возможность его увидеть.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеМы, собственно, и не планировали пользоваться транспортом, а после такого комментария ни о каких средствах передвижения кроме собственных ног и речи быть не могло. Хотя предстоял неблизкий пеший путь: три с половиной километра только в одну сторону.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеМы прошли мимо 'пограничного' поста: небольшая будочка, в которой сидел то ли охранник, то ли дежурный; столбик с надписью 'Апшеронское лесничество. Памятник природы - Гуамское ущелье'; повернули за поворот:

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеИ началась иная жизнь! Вся наша мажорно-курортная компания с сумочками, в шляпках, в сандалетах на босу ногу, враз превратилась в дикарей. Мы, в буквальном смысле, слились с природой, были не в состоянии произнести ничего, кроме нечленораздельных звуков типа 'Ух! Вау! О! У-у-у!'.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеДлилось это довольно долго: лишь к середине пути в издаваемых нами звуках начали появляться слова: ' Блин! Елки! Ешкин кот!'. Связно общаться, делиться впечатлениями, обмениваться информацией мы смогли только на обратном пути, когда более-менее опомнились и пришли в себя.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеВ Гуамском ущелье необыкновенно все, начиная с воздуха. Он настолько густой, что его хочется есть. Потрясающей красоты скалы, по которым стекает вода - струями, ручьями, водопадами. В некоторых местах скалы нависают над головой так, что становится не по себе, идешь, будто по коридору с каменным потолком.

Незабываемая поездка в Гуамское ущельеНа стенах ущелья немало памятных досок с именами погибших. Судя по указанному на них возрасту, а также по тем остаткам альпинистского оборудования на скалах (да простят меня профи, если что-то называю неправильно), очевидно, что это любители экстремальных видов спорта и туризма. Туристская тропа и узкоколейка расположена на одном берегу шумной, гремящей реки. На другом - несколько палаток. Позже, уже на выходе мы узнали, что это группа скалолазов и рафтингистов.

В ущелье есть мост. Оказывается, в годы Великой Отечественной войны он имел важное стратегическое значение, во время боев за Сочи его взрывали несколько раз. Сейчас при входе на мост, на одной из скал - мемориальная доска.

Иногда в ущелье становилось очень страшно. Адреналином там вообще пропитан воздух. А когда, разинув рот от восторга, закидываешь голову, пытаясь увидеть вершину скалы, нужно не забывать, что стоишь в очень узком месте (справа-гора, слева - обрыв и рычащая река). В некоторых местах ограждение дороги отсутствует. Существует вполне реальная возможность пополнить печальные списки своим именем.

Но природа все-таки - самый великий поэт: среди грозного великолепия встречались милые лирические нюансы. То ящерица пробежит, то паук паутину плетет на тоненькой ветке над самой бездной. Даже земляника на склонах растет, и жасмин.

Семь километров, пройденных нами, абсолютно не ощущались на выходе. Мы были бодры, свежи, энергичны; правда, имело место легкое помутнение рассудка от обилия впечатлений и передозировки свежего воздуха. Снегами нас пугали напрасно, климат в ущелье такой же, как в остальном мире.

Пообщавшись с местным населением, торгующим у выхода фотографиями и сувенирами, мы узнали, что видели только крохотную часть того, чем интересно это место. Еще есть пещеры, подземные реки, лабиринты, пешие маршруты в горы. Гуамское ущелье стало одним из самых ярких впечатлений за последние годы.

Мы точно знаем, что вернемся. Не вернуться невозможно.