Женева, Поездка на озер Леман, Путешествие в долину Моркль, Шильонский замок

Женева, Поездка на озер Леман, Путешествие в долину Моркль, Шильонский замокМне, человеку, выросшему в степях Украины, раньше было неведомо, зачем люди ходят в горы. Но однажды друзья пригласили меня в Женеву, и нам надо было чем-то занять свой досуг. Женева со всех сторон окружена горами, и любимое развлечение швейцарцев - 'рандонэ', то есть пешие прогулки по горам. Наш первый поход в горы оказался просто легкой прогулкой.

Женева, Поездка на озер Леман, Путешествие в долину Моркль, Шильонский замокВ газете мы увидели объявление, что 'друзья Салева' каждое воскресенье ходят в горы и приглашают всех желающих. Салев - это французский горный хребет, который находится как раз рядом с Женевой. Его высота - 1400м. Конечно, гораздо проще добраться на смотровую площадку Салева на кабинках, которые ходят от подножия, и спокойно обозревать Женеву у своих ног.

Женева, Поездка на озер Леман, Путешествие в долину Моркль, Шильонский замокЧтобы съездить на подъемнике туда-обратно, надо выложить 10,70 евро, а если Вам меньше 28 лет или больше 60-ти, то расходы составят всего-то 7,60. Впрочем, можно сэкономить, заплатив только за подъем (6,40 и 4,75 евро, соответственно), а вниз спуститься пешком.

Но наша цель была не в этом. Просто хотелось постичь 'участь рандонера' от начала до конца.

Итак, 'друзья Салева' собирались каждое воскресенье на конечной остановке автобуса ?8, что на самой границе Франции со Швейцарией, и неторопливо начинали подниматься в гору, на высоту 800 метров.

Женева, Поездка на озер Леман, Путешествие в долину Моркль, Шильонский замокПредводитель группы нас радостно приветствовал, и, узнав, что мы русские, проявил чудеса знания географии бывшего СССР, объявив, что его отец был белорусом. Просто для многих европейцев мы все, украинцы, белорусы и русские - все равно русские. Естественно, будучи сыном белоруса, проводник разницу знал. Но, как ни странно, не произнес ни одного слова по-русски.

Женева, Поездка на озер Леман, Путешествие в долину Моркль, Шильонский замокНадо заметить, что 'друзья' оказались в основном пенсионерами, неторопливо бредущими в горку в полном обмундировании - в горных ботинках, с палками и с подачей воды из рюкзака по трубочке. Они долго не верили, что я отчаялась пойти в горы в обычных кроссовках. Надо сказать, на спуске я поняла, для чего служат горные ботинки, так как в кроссовках я все время скользила и натерла ноги. Поэтому к следующему походу в горы я подготовилась основательно, то есть купила себе ботинки для рандонэ. Предназначение остальных 'примочек' для рандонистов мне пока не очень понятно.

В следующий раз мы ходили не на женевские пригорки, а специально поехали на другую сторону озера Леман. Кстати говоря - Леман - это французское название Женевского озера. А само озеро - это огромный рогалик, длиной около 70 километров, разделяющий Швейцарию и Францию.

Для подъема мы выбрали горы под названием Dents de Morcles, что означает 'зубы Моркля'. Dents de Morcles относятся к бернским Альпам. Высота 'зубов' приближается к 3000 метров, и, хотя мы какую-то часть путь поднимались на машине, пройти пешком пришлось тоже немало. Долина от деревни Моркль до Сан-Мориса представляет собой эдакий военный лагерь - система обороны страны на случай неприятельского вторжения.

Так что наш путь лежал через заброшенные укрепления, бывшие казармы и горки артиллерийских снарядов. Естественно снаряды просят руками не трогать, но чего не сделаешь ради искусства!

До тех пор, пока в горах попадались армейские укрепления, идти было просто - широкая дорога серпантином поднималась вверх, внизу расстилалась долина, по которой струилась Рона. А потом начался довольно крутой подъем. Неожиданно тропинка закончилась, и превратилась в то, что называют 'сыпухой' - мелкие камешки, которые скользят под ногами и все время норовят Вас стащить вниз, к спокойной Роне.

Естественно, мне стало страшновато. А уж когда одна участница нашего восхождения поскользнулась, испугалась не на шутку и не могла больше сдвинуться с места, я совсем сникла. Дрожь в коленках преследовала меня до самого вечера, и я все время норовила передвигаться на четвереньках, чтобы хвататься руками за камни.

Тем не менее, вверх идти проще, чем спускаться. Поэтому, не зная, что нас ждет дальше, мы двинулись вперед.

Вершина горы скрывалась в облаке. Мы, конечно, наслышаны о том, что температура воздуха с набором высоты понижается. Но в мокром облаке было просто невыносимо холодно! Поэтому традиционное празднование восхождения - то есть обед и отдых на вершине - прошло по ускоренной программе.

Спускаться мы решили другим путем. И вскоре увидели снег. Конечно, к снегу в июле мы были немного не готовы. На некоторых участников нашего восхождения в трекинговых сандалиях и шортах было холодно смотреть. Потом снова была сыпуха и я, помня случай на подъеме, еще очень долго 'наслаждалась' спуском, пытаясь обрести устойчивое положение на этих катящихся камешках.

Мои спутники уже отдыхали и любовались швейцарскими буренками, когда я наконец сползла с этих 'зубов Моркля'. Мы сели в машину, отсчитали 30 поворотов серпантина (на каждом повороте написано, сколько их еще осталось) и спустились с гор. На берегу Женевского озера, несмотря на вечернее время, было еще тепло.

Наш путь лежал мимо Шильонского замка. Замок оборудован на скале, выступающей в озеро. Он был раньше резиденцией герцогов Савойских, которые, сидя в своем замке, все время задумчиво смотрели в сторону независимой Женевы и строили планы по ее завоеванию. Потом это укрепление стало тюрьмой. В ней сидел швейцарский патриот Франсуа Бонивар, о чем позже Байрон написал поэму. Замок, говорят, вдохновлял и Дюма, и Гюго, и Руссо. Теперь он и нас вдохновил - искупаться в озере.

Наконец-то этот долгий день заканчивался! Правда, на обратной дороге мы еще прокололи колесо. Но, тем не менее, через пару часов, думаю, все уже спали в своих кроватках без задних ног. Мой страх прошел, и через несколько дней, просматривая кучу снимков с нескольких фотоаппаратов и видео, я уже с ностальгией вспоминала 'зубы Моркля'.