Путешествие на Северный Кавказ - Ох..это нужно видеть: Теберда Домбай

Путешествие на Северный Кавказ - Ох..это нужно видеть: Теберда ДомбайОднажды, когда я еще учился в Пятигорской ГФА, мы с друзьями решили съездить на экскурсию в горы. Отправиться в путешествие решили на майские праздники. Северный Кавказ - это настоящий туристический рай, здесь столько уникальных интересных мест, что не хватило бы целого книжного тома, чтобы описать даже самые лучшие из них.

Поэтому не удивительно, что когда мы обратились в туристическую компанию, долго не могли определиться, куда же стоит поехать.

Путешествие на Северный Кавказ - Ох..это нужно видеть: Теберда ДомбайИз нашей компании, я больше других путешествовал по Кавказу, поэтому решающее мнение в выборе принадлежало мне. Из предложенных нам вариантов, мы выбирали между Архызом, Приэльбрусьем, Чегемом, Лаго-наки и Домбаем. В итоге решили, что самым интересным из всех этих мест, является Домбай.

Путешествие на Северный Кавказ - Ох..это нужно видеть: Теберда ДомбайЭто было не первое мое путешествие в горы Карачаево-Черкесской республики, до этого я несколько раз бывал в Архызе, в долине реки Большой зеленчук и всего один раз в Домбае - летом. Но из всех этих мест, именно Домбай оставил у меня самые добрые детские воспоминания. Я вспомнил, как мы добирались туда на машине из Пятигорска по степям и предгорьям Ставрополья, вспомнил те величественные горы, которыми нас встретило Карачаево-Черкесье. Вспомнил тот лес со свисающими с макушек деревьев мхов, достающих до самой земли, прозрачные горные реки и ледники на вершинах гор, альпийские луга с травой, достающей до пояса, бесконечное море цветов и живописные чистейшие горные озера.

Как завидовал тогда я жителям этих мест, которым повезло родиться на этой земле!

Путешествие на Северный Кавказ - Ох..это нужно видеть: Теберда Домбай6 часов утра, пора собираться! Быстро умывшись и позавтракав, я прозвонил своим друзьям. Встретились в условленном месте. Экскурсионный автобус ждал нас, как и положено, на площади в районе 'Цветника'. Дождавшись 7 часов, погрузились в автобус и удобно расположились в креслах, тронулись с места. По мере того, как ехали по родному краю, экскурсовод рассказывал нам о предстоящем нам приключении, о происхождении Кавказских гор и об истории народов, населявших эти места еще в древности.

Путешествие на Северный Кавказ - Ох..это нужно видеть: Теберда ДомбайНаш маршрут проходил на запад по степям Ставрополья и Карачаево-Черкесья через десятки сел, станиц и аулов до Черкесска, затем - поворот на юг до Карачаевска и дальше - вдоль рек Кубань и Теберда, затем по дороге, проходящей по долине реки Аманауз до Домбая.

Путешествие на Северный Кавказ - Ох..это нужно видеть: Теберда ДомбайНаконец, в районе поселка Теберда, мы заметили перемены в ландшафте и климате, стало заметно прохладней, степь здесь сменялась холмами и небольшими клочками хвойного леса - мы въезжали в горы Северного Кавказа.

Подъехав к поселку, мы сделали первую остановку на местном рынке, который располагается прямо напротив памятника 'Защитникам перевалов Кавказа'. Здесь нам порекомендовали закупиться подарками или подкрепиться. На рынке были представлены самые различные товары: сувениры, спиртное, шерстяные вещи, сладости, сытная еда и напитки.

Закупившись хычинами и айраном, двинулись дальше.

Дорога шла через горы в ущелье реки Аманауз между хребтами Мусат-чери и Бадукским.

Красота здесь неописуемая, густой еловый лес простирается на многие километры аж до самых горных пиков, то и дело на пути встречаются многочисленные ручьи и речушки, сливающиеся воедино в бурный поток реки Аманауз. На одной из них, под названием Уллу-Муруджу (с карачаевского Большая Преграда), решили сделать остановку.

Здесь мы впервые почувствовали прохладное дыхание гор, услышали шум горной реки и увидели потрясающее великолепие природы Кавказа. За макушками леса, как на ладони, были видны снежные пики, кроме шума воды, ничто не нарушало тишины горного леса. Если в степи уже пахло летом, цвели цветы и в садах зрела клубника, то здесь природа как бы замерла в ожидании. Было такое ощущение, что мы переместились на месяц назад во времени - в начало марта. Далее, оставшиеся 15 километров пути мы углублялись все дальше в горы поднимаясь до конечной точки нашего маршрута - селения Домбай. После остановки и короткого инструктажа, мы принялись осматривать местные достопримечательности.

Домбай в переводе с тюркского (карачаево-балкарского) означает зубр, в этом месте когда-то водилось большое количество этих животных. Здесь очень много названий, связанных со словом 'зубр'. Это река и гора Домбай-Ульген (мертвый зубр) и само название селения. Селение Домбай располагается в живописной, поросшей плотным хвойным лесом, долине в месте слияния трех горных рек: Алибек, Аманауз и Домбай-Ульген. Со всех сторон долину окружают горы трехтысячники: Суфруджу (зуб), Белалы-Кая (опоясанный пик или полосатая гора), Сулахат (или Спящая Красавица) и др.

Здесь находятся гостиницы, кафе, шашлычные, всегда сдаются домики для туристов.

Тут же в магазинах можно взять в аренду или купить горно-лыжное снаряжение, сувениры, одежду. На местном рынке и многочисленных лавках можно запастись едой и напитками. На окраине села располагается первый подъем канатной дороги, по которому курсируют 2 вагончика, немного южнее расположена канатка для горнолыжников.

После короткого осмотра долины и села, налюбовавшись красотами реки и сделав пару снимков, мы направились к первому этапу канатной дороги. Всего в Домбае имеется 4 этапа канатной дороги, поднимающих Вас на высоту до 3200 м. Мы, естественно, решили подниматься до самой вершины горы. Общее время подъема на всех этапах составляет около получаса, за это время успеваешь не только налюбоваться красотами пейзажа, заснять на фотоаппарат особенно красивые места, но и успеваешь устать от жестких деревянных сидений 'парокреселки'.

Вот и последний подъем канатки, здесь нашему взору открывается потрясающая взор картина гор и долин рек. Почти на самой вершине горы располагается метеостанция, забравшись сюда, испытываешь такое ощущение, что время здесь остановилось. Ты стоишь как-будто на вершине мира, ощущаешь такой подьем сил и настроения, что кажется сможешь сейчас все! Я замер на вершине, любуясь открывшейся картиной. Где-то далеко у подножия гор струилась себряной лентой река Алибек. Остроконечные вершины Белалы-Кая были покрыты пуховой шапкой облаков, красавица Сулахат приоткрывала свою шелковую вуаль, и над всеми горами возвышался вдали величественный пик Семенов-Баши.

Налюбовавшись вдоволь, мы спустились вниз на третий уровень канатной дороги.

Как и у подножия горы, здесь располагались такие же сувенирные лавочки и магазинчики, платные фото с животными, и пара кафе. В одном из таких кафе мы сытно и недорого пообедали. После обеда каждый пошел по своим делам, договорившись встретиться через час в условленном месте. Я, конечно же, потратил свое время на изучение и фотографирование местных красот.

Смеркалось, подходило время возвращаться домой. Мы собрались в условленном месте стоянки нашего автобуса, поблагодарили в душе этот суровый и одновременно дружелюбный горный край, его гостеприимных местных жителей, еще раз окинули взглядом величавые, бесконечно прекрасные горы и стали собираться в обратную дорогу...