RIN.ru - Российская Информационная Сеть



<<< Рассказы очевидцев

Пещеры



ПещерыСамая, может быть, известная пещера Крыма, она же самая длинная (17.5 км) - это Кизил-коба, Красная пещера. Ее показывают прежде всего. Семнадцать километров - это то, что на сегодняшний день доступно, какова на самом деле длина пещеры - не знает никто. В течение двух последних веков пещера все "удлинялась", вода или землетрясения, а сейчас и спелеологи-профессионалы открывают новые и новые ходы. Пещера расположена на шести уровнях. Нижние два - окультурены на протяжении где-то 500 метров, до того места, где начинается первый сифон. Цементные дорожки, железные перила, подсветка... Все это было сделано за последние несколько лет. Самые красивые и большие крымские пещеры - их не так много, это Красная, Мраморная, Эмине-Баир-Хосар - стали доступны для людей, не имеющих практики в спелеологии. Это здорово, хотя лично мне гораздо больше нравятся пещеры дикие, не тронутые вездесущим человеком.
ПещерыНазвание Красной пещеры - по цвету красноватой глины. Когда-то здесь укрывались от непогоды кизил-кобинцы - племя, жившее в 7 веке до н.э. и являвшееся, вероятно, какой-то потомственной ветвью киммерийцев. Неподалеку от входа в пещеру есть очень ровная круглая поляна, именно здесь была их стоянка. Нередко посетители находят орудия труда жителей этого племени в русле вытекающей из пещеры речки Су-Учхан.
ПещерыВ походе 1998 г. мы стояли около Красной пещеры два дня. Было время и окультуренную часть посетить, и верхние этажи, и полазить по скалам, и сходить в засифонную часть пещеры. Окультуренная часть, она же Грибоедовская галерея - недлинная, метров пятьсот, в свое время здесь лазил сам Грибоедов - производит впечатление в том случае, если до этого не был в Мраморной или Эмине-Баир-Хосар. Сталактиты, сталагмиты, сталагнаты... Из достопримечательностей пещеры запоминается "гном" - человечек в огромной шапке у края маленького озерца, "мамонт" в профиль, нечто бесформенное, но красивое - "птеродактиль", зал Будды, "гусарский зал" - выросшие на ровной поверхности "стола" три сталагмита, один из которых очертаниями явственно напоминает бутылку шампанского, а два других - стопки. Хозяин пещеры. Его "узнают" сразу и все - недалеко от входа в пещеру загородивший проход огромный профиль древнего могучего богатыря с седыми усами и нахмуренными бровями. Есть и своя легенда - когда уходящим в пещеру спелеологам грозит опасность, на глазах "хозяина" выступают слезы - печаль о тех, кто не вернется. Легенда родилась не на пустом месте: наибольшую опасность для исследователей пещер представляют моменты, когда поднимается уровень воды - в паводок или в дожди. При повышенной влажности вода конденсируется на холодном камне, заставляя каменного хозяина "плакать". Другое сильное впечатление - подземная река. Нормальный ручей, который, как обычная речка, где-то бежит быстро, а где-то застаивается, где-то падает с каменных уступов водопадом, а кое-где образует изумительно прозрачные озерца. Поражает чистота воды - если не слышать шум, никогда не догадаешься, что прямо перед тобой течет река. Это та самая река Су-Учхан, которая, выходя из пещеры на поверхность, образует каскад великолепных, величественных водопадов.
ПещерыЭкскурсия в окультуренную часть заканчивается у входа в первый сифон. Сифон - это перемычка между двумя залами, заполненная водой. В разное время года уровень воды ниже или выше, но все же чаще всего сифон можно преодолеть только вплавь, подныривая под каменный свод. Всего таких сифонов в Кизил-кобе несколько, хранители пещеры водят туда посетителей за отдельную плату - это около 20 долларов. Чтобы туда попасть, людей одевают в водонепроницаемые гидрокостюмы, потому что большая часть пути проходит по воде. Условно водонепроницаемые - все равно все оттуда вылезают мокрые. Сестра предусмотрительно взяла в засифонную часть очки для плавания, а вот фотоаппарат взять побоялась, хотя некоторые пытались это сделать, обернув камеру в три целлофановых пакета и спрятав под гидрокостюм, за пазуху. Впрочем, фотографировать в пещерах не разрешают - вспышки фотокамеры пагубно действуют на микрофлору пещеры. Снимки окультуренной части, которые можно увидеть на этом сайте, сделаны втихую, в моменты, когда проводник поворачивался спиной. Мне так и не довелось попасть в засифонную часть, но те, кто ходил, говорят, что там просто потрясающе красиво. Я думаю сейчас о другом: каким же характером должны были обладать те, первые, кто, набрав в легкие побольше воздуха, очертя голову ныряли в уходящий под каменный свод поток, во мрак, в неизвестность, не зная длины сифона, не зная, есть ли вообще выход из каменного мешка, не зная даже, удастся ли еще когда-нибудь увидеть солнечный свет...
ПещерыОдним из развлечений, организованных для нас Сергеем Викторовичем, было скалолазание. Ну и что, что по скале нулевой сложности, но зато совсем по-настоящему! На скалу было повешено невероятное количество веревок - одна для подъема, другая для спуска, и еще страховка. Влад, ученик Сергея Викторовича, помогающий ему в этом походе, показал, с какой стороны влезать в альпинистскую обвязку, куда пристегивать карабины, даже попытался научить вязать узлы - восьмерку и еще какой-то булинь. После чего скомандовал: "А теперь лезь наверх!". "Как лезть?!" - растерянно спросила я, глядя на вертикальную стену передо мной. "А как хочешь. Как тебе удобно".
ПещерыОказалось, что наверх лезут не по веревке - с ее помощью только страхуют, а просто так, по скале, цепляясь руками и ногами за любые выступы и трещины. Я на всю оставшуюся жизнь запомнила: куда и как бы ты ни лез, всегда должно быть три точки опоры из четырех возможных: две ноги и рука, две руки и нога и так далее. Даже на этой скале "для самых маленьких" у нас возникали проблемы. Так, добравшись до определенной высоты, я обнаружила, что выше - тупик: ровная гладкая скала нависала надо мной, немножко даже наклоняясь в мою сторону, в пределах видимости не было ни малейшего уступа или трещины, чтобы поставить ногу, но даже если бы и можно было ее куда-то поставить, все равно не за что было бы уцепиться рукой. В таких случаях можно слегка подтянуться на страховке, либо - вернуться назад и искать другой путь...
Спуск гораздо веселее. Берешься рукой за веревку, откидываешься назад и - со свистом вниз на пружинящем канате. Сначала с непривычки здорово заносит в разные стороны, но, ударившись пару раз о стену, быстро привыкаешь координировать движения. Главное - не забыть перчатки, чтобы не ободрать руки о веревку.
Подобные "тренировки" Сергей Викторович проводил, как потом выяснилось, не просто так. Позже мы спускались в Ледовую пещеру, и вот тут-то и пригодились наши "альпинистские" навыки.
Пожалуй, самым "экстремальным" моментом во время стоянки у Красной пещеры стало посещение Органного зала. Органный зал расположен на пятом этаже пещеры. Вообще-то на верхние этажи посетителей просто так не пускают, но для Сергея Викторовича хранители пещеры дверь открыли. Всего нас туда пошло человек одиннадцать, в том числе трое ребят из крымского спецбатальона "Лаванда" - мы познакомились с ними накануне вечером, у них где-то рядом были учения, и в пещеру с нами они пошли для подстраховки. В настоящую, дикую пещеру абсолютное большинство шло в первый раз. Сергей Викторович предупредил: там немного грязно. Это были только первые дни первого похода, мы еще тогда не знали, что слово "немного", так же как и "чуть-чуть", у Сергея Викторовича имеет значение "очень", поэтому отнеслись к предупреждению легкомысленно. В противном случае я бы надела тренировочные штаны, а не джинсы - их легче стирать и не жалко выбросить...
Есть, по моим наблюдениям, железный закон: как только группа входит в пещеру, половина фонарей тут же гаснет. Это необъяснимо, но это повторяется из похода в поход. Мы посчитали оставшиеся фонари и рассредоточились - так, чтобы "бесфонарные" все время находились между источниками света. Иначе нельзя - в кромешной темноте много не пройдешь. Верхние этажи пещеры - это огромная площадь невероятно запутанных ходов, лазов, колодцев и залов. На протяжении двух-трех часов петляем по этому лабиринту - в лучшем случае в полусогнутом состоянии, но чаще приходится передвигаться на корточках, иногда - ползти на брюхе, и все это - по мокрой глине! Проходим 5-й, потом 6-й этажи, потом начинаем спускаться вниз, к Грибоедовской галерее. В полный рост смогли встать только в Органном зале. Такие залы есть в каждой пещере: орган - это особым образом сформированные натеки на стене, образующие систему полых трубочек. Если по такому органу провести куском камня, он издает странные, похожие на плач, звуки. Звучат только молодые, недавно образованные органы, в более старых трубочки постепенно закрываются, зарастают кальцитом, приносимым водой, превращаясь в жесткий каменный монолит.
Интересно - мы проползали, казалось бы, в самые невероятные и труднодоступные закоулки пещеры, и все-таки везде, куда бы мы ни забирались, видели на стенах, на потолке надпись сажей "Ставрицкий и Сухоруков". Позже я спросила у одного из проводников, кто это. Оказалось - гимназисты, спелеологи-любители, которые в начале двадцатого века лазили здесь и стали первооткрывателями многих ходов. Как будто привет из далекого прошлого...
Мы полагали, что выбираться из пещеры будем через ту же дверь, через которую в нее вошли. Однако Сергей Викторович вел нас все ниже и ниже, и наконец мы вышли... в Грибоедовскую галерею! Мимо как раз шла очередная экскурсия. Я представляю себе чувства этих несчастных, когда на них прямо с потолка, где была спрятана в проходе электрическая лампочка, посыпались невероятно колоритные фигуры - по самые уши в глине, с горящими диким блеском глазами. Экскурсанты, естественно, шарахаются. Их проводник Дима успокоил:
- Не беспокойтесь, это свои. Пещерные люди, появляются тут иногда, местная экзотика...
"Пещерные люди" дружно ржут...
Вылезли - в глине аж до трусов, прошу прощения за прозу. Глина была даже в волосах, предусмотрительно спрятанных под капюшонами и косынками. Остаток дня стираем вещи и отмокаем сами в водопаде Су-Учхан. Удивительно, но все отстиралось, в Крыму даже глина особенная, более того, даже успело до вечера высохнуть, развешанное на деревьях и кустах на великолепной поляне кизил-кобинцев.
В последнем походе была стоянка на нижнем плато Чатырдагской гряды. там, где расположены две знаменитейшие пещеры Крыма - Мраморная и Эмине-Баир-Хосар. Так получилось, что целый день мы поднимались на вершину Эклизи-Бурун (1527 м, это пятая по высоте вершина Крыма), и до пещеры Эмине-Баир-Хосар дошли лишь поздно вечером, где-то в половине десятого. Пещера как раз закрывалась для посетителей, но нас пустили - только из уважения к Сергею Викторовичу. Зато, кроме нас, в пещере не было никого, и потом, по мере продвижения к выходу, наш гид - хранитель пещеры - гасил подсветку, одну лампу за другой, и отдельные части пещеры погружались во мрак. Он не торопился, и его рассказ, как и все, что мы увидели, наверное, навсегда останется в памяти.
Название пещеры означает "колодец Эмине на краю горы". Разумеется, есть и связанная с названием легенда, которая, подобно большинству легенд - о любви, разлуке, предательстве... Девушка Эмине любила юношу-чабана, но семьи молодых людей враждовали, и в конце-концов парень погиб. А девушка тоже как-то плохо кончила, зато ее имя навсегда увековечено в мелодичном названии. Местные жители называют пещеру просто Баир - колодец. Они, в отличие от спелеологов, открывших пещеру лишь в конце 80-х годов, знали про существование этого колодца издавна, но спускаться туда по веревке решались крайне редко, только если в колодец падали их овцы или бараны, и далеко не заходили. А оборудована для посещения пещера Эмине-Баир-Хосар была в 1996 году. Был пробит искусственный вход - ступеньки, по которым мы спустились в колодец. Естественный же вход видели, когда шли по пещере - неширокое отверстие в потолке одного из залов на высоте примерно 30 м.
Эта пещера - одна из самых холодных, потому что глубокая, ее глубина - около 60 м. Температура - не больше 5 оС ( в Красной и Мраморной пещерах, например, 8-9 оС). Пещера многоуровневая, она как бы "вытянута" вниз, а ее горизонтальная протяженность - не больше двух километров; впрочем, каждый год спелеологи открывают все новые ходы и галереи. Возраст Эмине-Баир-Хосар - около 13 миллионов лет. Она потрясающе красива! В свете ламп - поразительная игра красок: розовый, зеленый, красный, белый. Основные материалы, из которых "сделана" пещера - глина и кальцит. В принципе, "составные части" любой пещеры - одни и те же, это сталактиты, "растущие" сверху вниз, сталагмиты - снизу вверх, и сталагнаты - это когда сталактит и сталагмит начинают срастаться. Причудливый рост и взаимное расположение натеков, уникальные залы и галереи, пробитые мощным потоком искавшей здесь когда-то выход древней реки, обусловленные сильнейшими землетрясениями давних времен, создают неповторимое своеобразие каждой пещеры. Помимо сталактитов и сталагмитов, есть еще кораллиты - похожие на ветвистые кораллы известковые натеки на стенах, очень хрупкие, рассыпающиеся в пыль при высушивании, гелектиты - довольно странные кристаллы из кальцита, которые растут против всех законов физики, в разные стороны. Они похожи на друзы горного хрусталя. Есть в пещере так называемые "жемчужные озера", в которых найдено огромное количество маленьких "жемчужин" из кальцита - редкое явление, характерное далеко не для каждого подземного озера.
В Эмине-Баир-Хосар оборудован маленький полеонтолого-минералогический музей. Когда началось систематическое исследование пещеры, спелеологи обнаружили в грунте недалеко от входа много костей бизонов, лошадей, буйволов, даже мамонтов - несчастных животных, падавших в естественную ловушку - колодец.
Почти у самого входа - остатки сталагнатового занавеса. Проводник поясняет: "Если бы вы пришли в эту пещеру, ну, скажем, 5 миллионов лет назад, до того как землетрясение разрушило этот занавес, вы остались бы у входа, потому что в пещеру войти было невозможно". На наше счастье, много веков, а может, тысяч лет назад случилось крупное землетрясение, открывшее не только этот, но и многие другие ходы и уровни. Мы видим странную "двухэтажную" комнату. Мы стоим на остатках "перегородки", разделяющей некогда верхний и нижний "этажи". "Когда-то бурный поток пробил этот зал. Потом вода ушла, но осталось небольшое подземное озеро. В пещерах вода тысячелетиями стоит на одном и том же уровне. С течением времени любое подземное озеро неизбежно покрывается пленкой известняка. Чем дольше уровень воды остается постоянным, тем толще пленка". Действительно, на стенах этого зала отчетливо различимы известковые ободки, свидетельствующие о колебаниях уровня воды. На одном из уровней вода держалась очень долго, может быть, тысячи лет, и тонкая известковая пленка постепенно превратилась в мощную, толщиной в несколько десятков сантиметров, плиту. Потом очередной природный катаклизм разрушил плиту, вода из-под нее ушла. А нам осталась "двухэтажная комната" с перегородкой, настоящая подземная лаборатория - великолепный объект исследования для геологов, спелеологов, историков....
Пещеры - это сказка для взрослых. Ваши впечатления зависят только от богатства вашей фантазии. Огромный "Зал идолов", в котором можно увидеть все, что угодно - шахматных короля и королеву, гномов всех видов и мастей, драконов, смерть с косой, кто-то, рассказывает проводник, увидел в натеках даже... Ельцина. В конце зала, высоко под потолком - "сокровищница", спрятанная за низенькими сталагнатовыми колоннами. Это действительно настоящая сокровищница из детских сказок: подсвеченные изнутри, в ней сверкают и переливаются всеми цветами радуги кальцитовые сундуки с драгоценностями, древние сосуды, прекрасные скульптуры... Миниатюрный "Зал Дублянского" - по имени первооткрывателя, "Аквариум", в центре которого - огромная, метр на два, "медуза", она же гриб-шампиньон, а для специалистов-спелеологов это прекрасный пример сталагмита-"вулканчика" с небольшим кратером на "крыше", в который постоянно капает вода. Прямо за медузой на стене явственно видна маленькая, очень нежная русалочка, изогнувшаяся в беспомощной русалочьей позе, а рядом - большой добродушный спрут... Есть здесь и раковины-жемчужницы, и водоросли, и кажется невероятным, что все это собрано в одном месте, и что сама природа, очевидно, курьеза ради, перенесла под землю кусок морского дна....
Потрясенные, мы выходим из пещеры в прозрачную крымскую ночь. Эта ночь - наш дом, мы теперь свои в этом невероятном, древнем, непостижимом мире. И два километра до наших палаток растягиваются на тысячи лет, и мы опять стали ближе друг другу, мы направляем лучи фонарей на звезды, и звезды, наверно, улыбаются, глядя на наш уставший отряд, медленно бредущий по дороге. В эту ночь мы долго сидели у костра, и как-то сами собой вспоминались слова давно забытых песен... Кто тебя выдумал, звездная страна.... Снится мне издавна, снится мне она... Выйду я из дому, выйду я из дому - прямо за пристанью бьется волна...
А на следующий день, рано утром, мы направляемся в пещеру Мраморную. Если в Эмине-Баир Хосар мы были последними посетителями, и проводник гасил свет, то здесь мы первые, и очаровательная "медной горы хозяйка", проходя мимо ламп, одну за другой их включает. Честно говоря, нужно было идти сначала в Мраморную, а потом в Эмине-Баир-Хосар, да так первоначально и планировалось, но походная жизнь вносит коррективы - во всяком случае, эта пещера уже не производит такого впечатления. Она немного просторнее и, в отличие от Баира, вытянута в горизонтальной плоскости. В длину - чуть больше двух километров, в глубину же - максимум 30 метров, поэтому в ней теплее - где-то 8 оС. Открыта Мраморная пещера в 1978 году, с того времени и изучается. "Обвальный зал", он же "Перестроечный" - самый большой зал в мире, высота - девятиэтажного дома, длина - 200 метров. Глядя на свод, абсолютно не скажешь, что сюда поместился бы девятиэтажный дом, кажется, подпрыгнешь повыше - и достанешь рукой; однако, объясняет наш хрупкий экскурсовод, в пещерах практически невозможно правильно оценить расстояние из-за оптических искажений, обусловленных высокой влажностью воздуха. Когда-то высота этого зала была значительно больше, но случилось землетрясение - и мы стоим на глыбах рухнувших сталактитов ("срезы" на потолке, откуда они рухнули, прослеживаются очень четко), заваливших зал чуть ли не наполовину. А свое второе название зал получил, естественно, в 80-е годы, когда кто-то из спелеологов усмотрел аналогию между хаотично торчащими обломками и ситуацией в стране.
"Зал сказок" - примерно то же самое. что и "Зал идолов" в Эмине-Баир-Хосар. Не так давно открытый "Тигровый ход" - назван так, потому что здесь были обнаружены кости животного, очевидно, вымытые откуда-то водами подземной реки и принесенные сюда во время паводка. "Тигр", правда, впоследствии оказался медведем, но название менять уж не стали... "Зал спагетти" - свисающие с потолка длинные белые сталактиты очень живо напоминают макаронины в дуршлаге. "Ворота рая" - если вам удастся миновать узкий проход, не задев стены плечом, вы можете загадать желание, и оно точно исполнится. Мы все прошли. Желания своего я сейчас уже не вспомню. Наверное, оно исполнилось...
Хранители пещер - люди исключительные. В их работе есть место и науке, и приключениям, и экстриму. Проводя треть жизни в темноте и холоде, они умудряются оставаться задорными романтиками, отважными исследователями и большими приколистами. Их рассказы необычайно интересны, они знают все про любой камень, про любой проход или натек. Однако попадаются в пещерах и малопонятные дырки разных размеров. Такие дырки наши проводники без колебаний списывали на работу камнеежки - своеобразной обитательницы пещер. В Баире это, правда, был камнезуб. Я спросила у хозяйки медной горы, не родственники ли они. Она спокойно ответила: разумеется, родственники, для чего, по-вашему, они дырки делают? В гости друг к другу ходят! А еще в обеих пещерах есть "зал приседаний". Это когда гид сообщает: "А разглядеть то, что я вам хочу показать, можно лишь присев на корточки". Последующее сообщение о "зале приседаний" сопровождается дружным хохотом сидящих в крайне неудобных позах туристов.
В оборудованных пещерах достаточно светло. Подсветка осуществляется с помощью ламп дневного света, которые спрятаны в камнях и включаются лазерной "указкой". Хранители пещер очень гордятся этим установленным недавно дорогим оборудованием. К сожалению, проблемы тоже есть. Так, под действием света и тепла на влажных камнях тут же зарождается жизнь, и пространство вокруг ламп в радиусе 4 метров зеленого цвета - это растет мох. Борются с подобными явлениями при помощи специальных химических составов. В других всемирно известных пещерах, например, во Франции, поступают проще - закрывают пещеру для посещения на 10-15 лет. В темноте и холоде любые микроорганизмы ликвидируются сами собой. Другая беда - неуемное любопытство посетителей, которые так и норовят отломать и унести с собой если не килограммовый сталактит, то, на худой конец, какой-нибудь криво растущий гелектит, а если не унести, то хотя бы пальцем потрогать. Трогать нельзя! Хотя держать себя в руках, глядя на всю эту невероятную, нереальную красоту - по себе знаю, очень трудно. Но - правила посещения пещер, изложенные у входа, написаны не от балды, их следует соблюдать неукоснительно, потому что нас много, а пещера одна, и она - живой организм, который, как и человек, способен заболеть и погибнуть. Меня поразило простое доказательство. Хранители пещер, приходя в отчаяние от невозможности уследить за всеми любопытствующими, в конце-концов махнули рукой на несколько наиболее "выступающих" натеков и перевели их в разряд обреченных, отдав на растерзание посетителям. Эти сталактиты и сталагмиты можно трогать и фотографировать. Но они - гладкие, бесцветные, блестящие от множества прикосновений, они - мертвые...
Раз уж нельзя было ничего трогать руками в прекрасных оборудованных пещерах, мы оттягивались в небольших "диких" пещерках, в которые залезали, гуляя по плато Караби. Пещер в Крыму очень много, сейчас известно, наверно, около тысячи. Их них порядка двухсот - на Чатырдаге, примерно четыреста - на Караби. Гуляя по Чатырдагу и Караби, мы периодически натыкались на всевозможные дырки и отверстия в земле - входы. Но, понятно, не в каждую пещеру можно попасть без специального снаряжения. Одна из тех, в которую мы залезли на Караби - Терпи-Коба. Первое, что увидели на стенах - пособие для начинающего спелеолога: всевозможные сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, кораллиты, органы - все то, о чем нам так подробно рассказали в больших пещерах. Мы, гордые своими познаниями, с видом специалистов классифицировали натеки, хватаясь за них руками. Облазили все доступные места в пещере. Напоследок мы с маленьким Ванькой залезли в какой-то боковой ход и - вот чудо, обнаружили там... миниатюрное подземное озерцо с кристально чистой водой. За этим маленьким - метр на метр - озерцом, в которое с потолка медленно капала вода, была своя крошечная "шкатулка"-сокровищница с резными шахматными фигурками. Мы направили туда фонари, и свет, отражаясь на воде, заиграл, заискрился на этом кальцитовом чуде. Наверное, это было самое красивое место в пещере. Ванька, гордясь открытием, дал озеру название - Капельное.
Еще одна интересная пещера - Мамина. Она в основном глиняная, и в ней гораздо меньше всяких красивых натеков по сравнению, скажем, с Терпи-Кобой, зато очень интересная планировка. Подойдя к пещере, мы увидели сразу два входных отверстия, расположенных довольно симметрично на расстоянии трех метров друг от друга. Сергей Викторович подумал и пошел в правый. Сползя куда-то глубоко вниз по недлинному, но крутому тесному коридору, мы попали в большой круглый зал. Осмотревшись, поняли, что в зале есть по крайней мере еще два боковых хода. Сергей Викторович повел нас в правый проход, который шел вверх и постепенно начал заворачивать налево. В этом проходе было одно узкое место, у которого часть народа столпилась, образовав длинный "хвост". Те же, кто уже преодолел это игольное ушко, попали в следующий зал. Мы порядком разбрелись по пещере, некоторые, не видя друг друга, заволновались, и в этот момент кто-то громко крикнул: "Где мы?", на что Сергей Викторович весело ответил откуда-то из темноты: "А я сам понятия не имею, где мы, куда попали, где инструктор, вон там впереди еще какие-то люди ходят...". Действительно, где-то далеко впереди были видны вспышки фонариков и мелькали тени.
Я далеко не сразу сообразила, что это наш собственный "хвост", а попали мы в тот же самый зал, откуда и вышли. Планировка пещеры была такова, что по периметру этого, единственного в пещере, зала проходила как бы закрытая галерея, по которой мы и растянулись...
Так, обойдя пещеру кругом, мы вылезли из нее через левый вход. Мы с Лешей выбрались первыми, и я, сев на камень у входа, стала ждать остальных. Это очень забавно: откуда-то из темноты раздается шебуршание, и через несколько минут начинающий спелеолог, в мокрой глине с головы до ног, с включенным фонарем, появляется на свет божий, щурясь от солнечного света.
Еще одна запомнившаяся пещера на Караби - Большой Бузулук, она же Ледовая. Мы пошли туда рано утром, когда солнце только-только поднялось, это было часов в пять. Заодно уж и рассвет встретили. Вообще-то мы и раньше пытались вставать с солнышком, но чаще всего встреча рассвета ограничивалась тем, что народ, разбуженный инструктором, лениво высовывал головы из палаток, рассеянно наблюдал, как первые лучи восходящего светила освещают беспорядок вокруг палаток, потом решительно заползал обратно и продолжал досматривать сны. Сейчас мы стояли на одном из холмов Караби, завернувшись от холода в спальники, и ждали. И вот наконец на темной линии горизонта появилась розовая линия, на которой разгоралась ослепительно золотая точка, она очень быстро увеличивалась, и через каких-нибудь десять минут по небу уже плыло величественное светило, а в противофазе стояла бледная полупрозрачная луна. Тогда мы собрались и пошли к Ледовой пещере.
В этой пещере температура всегда колеблется на нуле градусов Цельсия. Поэтому стены постоянно покрыты льдом. Многолетние толщи льда. Лето 2001 года было необычно (даже для Крыма!) жарким, и лед частично растаял, но даже то, что осталось, очень впечатляет. Как будто попал в царство Снежной королевы. В эту пещеру мы спускались со специальным снаряжением, по веревке. Вообще, посмотрев на стену, по которой предстояло спускаться, я подумала, что вполне реально слезть и так, но - игра есть игра... А вот в самой пещере без страховки не обойтись. Очень крутой спуск, мокрая глина, перемежающаяся с участками обледеневшей поверхности. Кругом - ледяные "торосы". Масса возможностей куда-нибудь свалиться, например, в двадцатиметровый ледяной колодец - говорят, туда даже спускаются! А на покрытых льдом стенах начинающие альпинисты отрабатывают технику подъема.
После того как мы стали свидетелями и в какой-то мере участниками солнечного затмения в Узундженском каньоне в походе 1999 года, у нас оставалось еще полдня, на которые был запланирован отдых и приведение в порядок себя и личных вещей. Но мы, неугомонные девушки, узнав о том, что где-то поблизости есть пещера, начали методично доставать инструкторов просьбами туда сходить. Юра сначала отнекивался - он не был в Скельской пещере лет пятнадцать, и Владимир Сергеевич столько же, но, как и следовало ожидать, в конце-концов они сдались. Однако существовала вероятность, что пещера может быть по тем или иным причинам закрыта, возможно, даже завалена или затоплена, поэтому было решено, что сначала Юрий Владимирович пойдет туда один - на разведку, а следом за ним и мы с Владимиром Сергеевичем. Если все в порядке, то он встретит нас по дороге, если же нет, то мы будем избавлены от необходимости топать пять километров туда и столько же обратно.
Мы прошли уже полпути и, по плану, должны были бы уже встретить Юру. Но его не было. Мы дошли почти до пещеры - Юры все не было. Мы не волновались - вероятно, Юра решил не бегать туда-обратно, а подождать нас у пещеры. Свернули на узенькую тропку, ведущую ко входу. И - неожиданное: сзади раздался визг тормозов, оглянувшись, мы увидели шикарное авто и вылезающих из него крутых ребят в строгих отглаженных костюмах (!). Здесь, в этих труднодоступных местах, на такой высоте?!
- Ребята, здесь должна быть где-то пещера? - спросили они.
Владимир Сергеевич несколько секунд молчал, соображая, кто перед ним.
- Да, есть, - наконец ответил он.
- А вы туда?
- Да, хотим слазить. Но там грязно, если вы собираетесь... - добавил он, покосившись на костюмы.
- Да нет, мы так, на будущее...- ответили они, сели в машину и укатили.
А мы пошли к пещере. И - увидели Юру. Но в каком виде! Весь в глине с ног до головы, он казался чрезвычайно возбужденным и, увидев нас, начал говорить без остановки. Оказалось, он заблудился в Скельской пещере!
Дойдя до пещеры и убедившись, что она открыта и туда вполне можно пойти, Юра, конечно же, не удержался и пошел на разведку. И в какой-то момент понял, что не может найти выход. Заблудиться в пещере, в которой был в последний раз пятнадцать лет назад - не проблема. Хуже было то, что практически сразу же начали садиться аккумуляторы в Юрином фонаре, на холоде они почему-то всегда разряжаются быстрее. Остаться без фонаря в любой пещере - очень скверно. Поэтому Юра начал с невероятной энергией искать выход, залезая во все отверстия и ходы. Скельская пещера - небольшая, но запутанная, с великим множеством всяких побочных ходов.
Юра честно признался, что за те полчаса, что он бегал по пещере, уровень адреналина у него в крови резко повысился. Мне это было непонятно:
- Но ведь мы же знали, где Вы, неужели бы мы бросили Вас там одного! Мы же Вас искали бы...
- Искали бы? - насмешливо переспросил Юрий Владимирович. - Вы?!
- Ну конечно, искали бы, - подтвердил Саша. - Мы бы честно подошли ко входному отверстию, заглянули бы туда и крикнули: "Ю-ю-ра-а!"...
Потом, когда фонарь почти погас, Юра сделал следующее. Он сел на камень и стал думать. Ему удалось вспомнить топографический план пещеры, на который он, к счастью, взглянул перед выходом на маршрут, зная, что мы будем где-то в этих местах. А вспомнив топографию, он сообразил, в каком направлении выход.
Юрий Владимирович очень надеялся, что во второй раз ему в пещеру идти не придется - мы сами не захотим. Не тут-то было... Такой случай мы пропустить, конечно, не могли... В целом наш спелеопоход мало чем отличался от посещения верхних этажей Красной пещеры - та же красная мокрая глина, те же "лисьи лазы", шкурники и колодцы, чередующиеся с великолепными залами. Там даже свой "Органный зал" был, похожий на тот, который мы видели в Кизил-кобе. Правда, в отличие от Красной пещеры, мы были здесь совершенно одни, на огромной высоте, и случись что - до людей далеко, рассчитывать пришлось бы только на себя, и это придавало нашей "экскурсии" ту самую романтическую и неповторимо экстремальную окраску, которой нам так не хватает в повседневной жизни. В одном из вертикальных лазов кто-то из посетителей предусмотрительно повесил веревку. Мы осветили этот лаз фонарями и поняли, зачем нужна страховка: прямо под нашими ногами уходил куда-то глубоко вниз, видимо, в нижние, затопленные этажи пещеры широкий колодец, а чуть левее, на расстоянии примерно полутора метров ниже уступа, на котором мы стояли, была маленькая площадочка бокового ответвления, на которую нам и предстояло каким-то образом попасть, не угодив в колодец. На почти вертикальной гладкой стене не было никаких точек опоры, не считая веревки. Юра, придерживаясь за веревку, ловко спрыгнул на площадку, устроился поудобнее, сложил руки в замок и намертво "впечатал" этот замок в стену, велев спускающимся ставить ногу на эту своеобразную "ступеньку". Я спускалась первой. Юру слушала плохо, понадеявшись на свой рост и на веревку. Подумала, что, чтобы не задерживать остальных, просто сделаю шаг назад, ноги длинные, в крайнем случае съеду вниз по веревке. Конечно же, в колеблющемся свете фонарей я неправильно оценила расстояние до площадки, шагнула вниз.... а уступа под ногой не оказалось, и я на доли секунды повисла в воздухе в весьма неудобном положении, вытянувшись "на шпагате", вцепившись в веревку, которая оказалась... мокрой и невероятно скользкой! Прямо подо мной был черный бездонный колодец, и сейчас можно только догадываться, с каким ускорением я бы в него влетела, если бы не Юра, который в последний момент успел толкнуть меня к площадке. Плюхнувшись на пятую точку и отползая подальше от края, я еще успела услышать конец гневной тирады Юрия Владимировича: "...Никогда больше так не делай!". Я клятвенно заверила, что впредь буду слушаться инструктора, только инструктора и никого кроме инструктора!

http://www.tavrika.ru/relate/larisa/cave.htm
Советуем прочитать по теме: Путешествия и туризм
Разное 'Восстановление формы. Расслабление', 'Против старения', 'Похудение' ...
Дневник туриста Медовое обертывание. Винные ванны. Пьянящий массаж. Массаж...
Страны Хилтон - международный детский лагерь
Справочник туриста Чудеса света
Непутевые заметки
'Восстановление формы. Расслабление', 'Против старения', 'Похудение' ...
Путешествия и Туризм Полнейшая информация по туристическим странам! Уникальная информация, собранная в единый справочник... Самые потрясающие творения человечества! То, что в дороге пригодится... Рассказы очевидцев, поиск попутчиков и многое другое... Самые свежие новости зарубежного туризма! Разнообразные увлекательные путешествия! Отели мира! Лучшие интурфимы для Вас! Вы владелец турфирмы? Создайте свое интернет-представительство! Ссылки на наших друзей. Присоединяйтесь!

Новости
Будьте здоровы!





    Copyright © RIN 2003-. *  Обратная связь