XII в., Япония
Высокая крытая галерея охраняет одну из самых почитаемых святынь Японии
Отраженные в воде "тории" - самые большие священные ворота в Японии. Ворота такого типа - символ синтоистских святилищ, они указывают на вход к священным местам. Само слово "тории" родственно японскому слову "птица" (тори). Поэтому можно предположить, что ворота задуманы и как насест для пернатых.
Повсюду в мире есть портальные постройки, обладающие особой символикой и психологическим назначением. Они стоят как бы на границе двух разных областей духовной жизни: общественной и частной, уязвимой и защищенной, известной и неизвестной, мирской и сакральной. Самые знаменитые в Японии и одни из самых прекрасных в мире - деревянные ворота-'тории' святилища Ицукусима на острове Миядзима. В Японии они самые большие, а стоят в маленькой бухте, прямо в воде. Две центральные колонны высотой в 16,2 метра поддерживают верхнюю поперечную перекладину длиной в 23,5 метра. На краю бухты, за воротами, расположены здания монастыря с белыми стенами и красными балками. Они стоят на сваях, и во время прилива кажется, что они волшебно скользят по водной глади, отражаясь в ней, как в зеркале. Ворота были построены в 1875 году и составляют параллель главной оси ансамбля.
Но само святилище много древнее ворот и принадлежит к наиболее почитаемым святыням Японии. Уже много раз его реставрировали. Весь остров считался священным, и потому ни в коем случае не разрешалось, чтобы здесь рождались или умирали люди. Поэтому беременных женщин или очень старых и больных людей отправляли на материк. Даже до сегодняшнего дня запрещается брать с собой на остров собак. Они могли бы вспугнуть диких птиц, получающих корм у посетителей.
Некоторые запреты в XIX веке были отменены, но кладбища на Миядзиме нет до сих пор. Покойников хоронят на материке, а их родственники могут вернуться на остров только после ритуального очищения.
Главное святилище посвящено трем богиням, почитаемым в синтоизме. Все они - дочери могущественного бога Бури Сусаноо, одного из верховных божеств японской мифологии. Святилище состоит из множества построек (но не все они доступны для посещения), среди которых - залы богослужения, залы очищения, принесения жертв. На сцене, по сторонам которой стоят два музыкальных павильона, исполняются традиционные синтоистские танцы. Кроме того, здесь есть отдельное святилище О-кунинуси, сына Сусаноо, и еще одно - бога Тендзина. Последний, правда, действительно жил на этом свете. Он был императорским министром, умер в 903 году и после смерти почитался как бог учености и письменности.
Постройки в бухте связаны между собой крытыми галереями, а к острову от них ведет красный деревянный мост. Особенно красиво здесь к вечеру, когда зажигаются фонари. Прямо у берега, на специальной площадке, находится старейший театр Японии - Но. Он был построен в 1568 году, позже реставрирован.
Возле бухты стоят пагода и современная сейсмоустойчивая сокровищница, в которой хранится более 4000 бесценных предметов: расписные свитки, маски и веера, оружие и фарфор.
Пятиярусная пагода и Зал тысячи циновок расположены на небольшом холме. Говорят, будто зал был построен из ствола одного единственного камфарного лавра. С горы Мизен, самой высокой на острове (530 метров), открывается прекрасный вид.
|