С 412 г. н.э., Турция.
На стенах сотен пещерных церквей - целая выставка византийского искусства
Ветер и вода оформили своеобразный сюрреалистический ландшафт. Только кажется, что некоторые формы этих скал были приданы им людьми, но зато другие - например, пещерные церкви - действительно плоды человеческих рук.
Каппадокия - это древнее название местности в средней Анатолии, причем отличается она древними, чтобы не сказать внеземными свойствами. Тысячи лет назад активность вулканов оставила здесь отложения из пепла, грязи и лавы. После этого ветры и непогода снесли мягкий верхний слой земли, но способная к сопротивлению порода осталась и придала странные формы ландшафту. Эту глухую, мертвенную, негостеприимную местность сравнивают иногда с лунной поверхностью, но она на удивление плотно населена.
Каппадокией сначала правили хетты, потом персы, а в XVII веке н. э. она вошла в состав Римской империи.
Стремление ранних христиан существовать в уединении и вести аскетическую жизнь, чтобы быть ближе к Богу, известно. Долина Гё-реме в Каппадокии обладала особой привлекательностью для людей, которые вставали на этот жизненный путь. Особенно потому, что они открыли: странной формы камни легко можно выдолбить и превратить в жилище, в них можно создать множество помещений и проложить множество ходов. Отшельники устраивали здесь кельи, создавались общины, - надо сказать, что эту местность и прославили в первую очередь христианские церкви. Некоторые из них расположены в простых помещениях, но зато другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. В Гёреме сохранилось около 365 церквей, а во всей Каппадокии - намного больше.
В долине Гереме сохранилось множество церквей и капелл, которые устроены прямо в скалах. Большинство из них относится к X и XI векам, но некоторые - значительно древнее.
Есть предположение, что в этой местности когда-то были и города, жили общины из тысяч людей, искавших здесь в VII веке убежища от преследований арабов и находивших его в сети подземных пещер. Когда непосредственная опасность бывала уже позади, люди строили другие церкви, в византийском стиле. Все они были выбиты в скалах и украшены фресками и рисунками. Есть здесь также орнаменты без изображения. Они относятся к эпохе иконоборческих споров, к VIII и IX векам, когда Восточная Церковь вела ожесточенную дискуссию о том, допустимо ли изображать Бога-Отца и Христа в виде смертных. В других церквах чувствуется иное, доброжелательное отношение к иконам у тех общин, которые здесь собирались. Только на Константинопольском соборе в 842 году было вынесено окончательное и обязательное решение в пользу икон.
Ранние и примитивные геометрические узоры нанесены прямо на голые стены внутренних помещений в скалах. Позже, когда техника стала уже более развитой, каменные стены предварительно обрабатывали гипсом.
В некоторых церквях есть прекрасные фрески.
В Каранлик-Килисе (Темная церковь) в Гё-реме есть фрески исключительной ценности; их краски прекрасно сохранились, потому что никогда не подвергались воздействию дневного света. Церковь относится к XI веку; она пристроена к рефлекторию (трапезной), который явно принадлежал подземному монастырю. Церкви рядом с рефлекторием встречаются очень часто. По всей вероятности, они использовались монастырской братией. Есть здесь также развалины монастыря, который располагался на шести уровнях. В середине была капелла, наверху - кельи, а внизу кухня и рефлекторий.
В Ииланли-Килисе (церковь Змеи) фрески изображают дракона, которого убивает Святой Георгий. В Эльмали-Килисе (церковь Яблока) стены и купола украшены росписью. Здесь представлены картины из жизни Иисуса. Христианская община существовала тут до самого заката Византийской империи. Но некоторые церкви использовались вплоть до начала XX века.
|