1238-1358 гг., Испания
По части роскоши и декоративного убранства ни одно архитектурное сооружение на юге Испании не может сравниться с Альгамброй
Расположенный под открытым небом в стенах Альгамбры "Дворик львов". В центре его - фонтан с каменными изваяниями львов. Окаймляющие дворик аркады сделаны из дерева и штукатурного гипса
'Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя там, внутри'. Такое описание Альгамбры оставил в 1829 году американский писатель Вашингтон Ирвинг. Этот контраст между внешним обликом и внутренним убранством Альгамбры и поныне способен кого угодно привести в изумление. Со стороны Красный Замок выглядит как суровая крепость. Это грозная оборонительная твердыня с 23 башнями, возведенная маврами в ту пору, когда их безусловное господство в Испании пошатнулось под натиском христиан. Изнутри же Альгамбра являет собой попытку создать рай на земле.
Для династии Насридов Альгамбра была военной ставкой в Гранаде, административным центром и королевской резиденцией. Сооружение замка начал основатель династии Мохаммед ибн Юсуф ибн Назр в середине XIII столетия. Однако убранство королевских покоев датируется второй половиной XIV века, временем правления Юсуфа I и Мохаммеда V. Внутренние дворики, переходы, фонтаны, водоемы и каскады прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и письмена арабской вязью образуют поразительное декоративное богатство. Многие считают Альгамбру высшим достижением арабского декоративного искусства в Западной Европе. Есть, впрочем, и иные суждения, согласно которым весь дворцовый комплекс пронизан декадентским духом, сладковатым тленом культуры, охваченной умиранием и упадком.
Есть нечто неизъяснимо хрупкое и неземное в обманчивой пышности этих сводов, напоминающих сталактитовые пещеры, в этих резных узорчатых сотах, схваченных деревянными рамами на изящных столбиках стройных колонн. Важную роль в общей композиции играют свет и вода, - безусловно, существенные элементы художественного единства, предусмотренного зодчими.
Альгамбра - это комплекс садов, внутренних двориков и как бы распахнутых во все стороны дворцовых помещений. Красноречивы уже сами названия многих из них: 'Миртовый дворик' ('Patio de los Arrayanes'), украшенный вечнозелеными миртовыми шпалерами; 'Зал двух сестер' ('Sola de las dos Hermanas'), с вделанными в пол двумя огромными плитами белого мрамора, 'двумя сестрами', и 'Дворик львов' ('Patio de los Leones'), названный так благодаря фонтану, вокруг которого застыли изваяния двенадцати каменных хищников. 'Палата послов' ('Sola de los Embajadores') создавалась для официальных церемоний и придворных торжеств. Она тоже производит впечатление земного рая. Купол этого помещения украшен звездным узором, мерцающим на высоте 18,3 метра. Утверждают, что вид этого искусственного неба вполне может соперничать с настоящим ночным небосводом.
Гранада была последним крупным мавританским королевством в Испании XIII века. 25 властителей династии Насридов правили здесь на протяжении 250 лет. Они покровительствовали наукам и искусствам, призывая к своему просвещенному двору художников и ученых, в том числе великого арабского историка Ибн Хальдуна. В 1492 году Насриды были изгнаны из Гранады. Император Карл V в XVI веке построил в стенах Альгамбры свой собственный дворец. Но затем дворцовый комплекс начал приходить в упадок и запустение. Войска Наполеона частично разрушили древнюю крепость Насридов.
В XIX столетии романтическая атмосфера этого места притягивала таких писателей, как Виктор Гюго, Теофиль Готье и Вашингтон Ирвинг, чьи 'Истории об Альгамбре' вышли в свет в 1832 году.
|