1914 г., Панама
На строительстве канала погибли тысячи рабочих
Танкер движется по каналу, пересекая узкую преграду земли между Атлантическим и Тихим океанами.
15 августа 1914 года первый океанский пароход прошел по Панамскому каналу: закончилось труднейшее строительство этой водной магистрали, связавшей через Панамский перешеек Атлантический и Тихий океаны. Длина канала - 82,4 километра. Вопреки общему впечатлению, он не идет по прямой линии с востока на запад, потому что сама география Панамского перешейка направляет канал от Колона на Атлантическом океане к Панама-Сити на Тихом океане, на юго-восток.
Нужно было не только проложить сам водный путь, но еще и построить порты на обоих его концах, да к тому же - волнорезы, плотины, шлюзы и искусственные озера. Большую часть железной дороги между Колоном и Панама-Сити пришлось тоже прокладывать заново.
От огромных волнорезов в бухте Лимон, в конце канала со стороны Атлантики, суда отправляются к трем Гатунским шлюзам, где их поднимают на высоту 26 метров до искусственного озера Гатун. За этим озером на канале шириной 150 метров стоят уже другие шлюзы. Там суда опускаются сначала на 9,5, а потом на 16,5 метра до уровня моря и входят в тихоокеанский порт у Панамского залива, опять-таки застрахованный гигантскими волнорезами.
Все шлюзы двусторонние. Их высота 305 метров, а ширина 34 метра, и они устроены так, что корабли, пришедшие с противоположных сторон, могут плыть, минуя друг друга. Толщина огромных стальных ворот этих шлюзов - 2,1 метра, а высота - до 25 метров. Маленькие дизели, двигаясь вдоль стен, медленно проводят судно через шлюз. Обычно на одно судно требуется шесть таких машин.
Судно входит в один из Гатунских шлюзов, где все корабли, плывущие со стороны Атлантического океана, поднимаются до уровня вод озера Гатун. Для строительства этих огромных шлюзов потребовалось миллионы кубометров бетона.
Первая попытка вырыть этот канал окончилась печально, хотя инициатором ее был сам Фердинанд де Лессепс, к тому времени имевший за плечами серьезный опыт - строительство Суэцкого канала. Де Лессепс учредил компанию, которая в 1881 году обязалась взять на себя этот труд и выкопать от океана до океана русло глубиной 9,1 и шириной 22 метра на уровне моря. Но трудности оказались непреодолимыми. Мало того что скальный грунт был тверд, так еще и сами рабочие начали повально гибнуть от желтухи и малярии. Стройка превратилась в гибельную ловушку и пользовалась дурной славой, вплоть до того, что некоторые группы рабочих привозили с собой из Франции собственные гробы. Говорят, там погибло около 20 000 человек, пока, наконец, компания, обанкротившись в 1889 году, не прекратила своей деятельности.
В 1904 году Панама и Америка подписали договор, согласно которому права на строительство канала перешли к последней. Опасность заболеваний учли заранее, и в эту местность был направлен американский военный врач Уильям Кроуфорд Горгас. В два года он справился с желтухой и взял под контроль малярию. В 1907 году работы, теперь уже по другому плану - строительства канала над уровнем моря, возобновились. Руководил ими полковник армии США Джордж У. Геталз. С каналом не просто связывали мечты о небывалом экономическом подъеме. Считалось, что он станет серьезным вкладом в дело взаимопонимания между народами. Но, по зловещему стечению обстоятельств, открытие его совпало с началом одной из самых страшных войн в истории человечества.
Водный путь через Дарьей
Открывателем Панамы, сделавшим первый шаг по ее земле, был испанец Родриго де Бастидас. Он оказался тут в 1501 году. На том же корабле приплыл Васко Нуньес де Бальбоа и с группой поселенцев остался в Панаме. 25 сентября 1915 года первый в этих местах европеец 'молча смотрел с холма в Дарьене на Тихий океан'.
О возможности построить канал через Центральную Америку упоминал уже в 1550 году португальский мореплаватель Антонио Гальвао. Подходящим для этого местом он считал Дарьенский перешеек - узкую, в 48 километровую полоску между Центральной и Южной Америкой. Но испанское правительство не приняло его плана, угрожавшего монопольному положению Испании в Центральной Америке. Испанское серебро и золото транспортировали от Перу вверх по тихоокеанскому побережью до Панама-Сити. Там все это перегружали на мулов и через перешеек везли в Колон. Примерно в 1770 году испанское правительство все же занялось вплотную вопросом о канале. После того как в 1849 году в Калифорнии открыли золото и все устремились на запад, между Колоном и Панама-Сити проложили железную дорогу. После ее открытия в 1855 году международная торговля стран Центральной Америки шла в основном через порты Атлантики, а не Карибского моря.
|