<<< Это интересно

Это интересно - Малышка - Камбоджа: храмы и достопримечательности! Часть 3

Это третья часть рассказа о приключениях и впечатлениях от путешествия в Камбоджу, вы также можете прочитать первую и вторую часть

Большой и малый круг Ангкора: камбоджийские маугли, красная ниточка на счастье

Это интересно - Малышка - Камбоджа: храмы и достопримечательности! Часть 3Два дня в Ангкоре словно прошли в двух разных параллельных реальностях. Сначала палило солнце, а потом лил дождь. Мы поселились в Сиемрипе в отеле со смешным названием 'No problem', 10 долларов сутки. Проблемы начались сразу же, как только мы намылились в Ангкор. Местный менеджер прилип к Мише, начиная торговлю с 20 долларов за поездку по кхмерским святыням (1 день). В путеводителях и на сайтах писали, что нормальная цена за мотобайкера - 8 долларов. Когда я попыталась что-то объяснить это милому юноше, он начал орать как резаный - смысл был примерно такой: раз вы живете в моем отеле, вы должны заплатить мне и только мне за 'извоз'. Когда мы начали медленно уходить, стараясь игнорировать его крики, он кинулся нас догонять по улице, разыграв настоящую драматическую сцену на глазах у соседей. Поняв, что и это не действует, менеджер театрально закатил глаза и, словно с него снимают последнюю рубашку, завопил: 'Окей, леди, окей - десять долларов!' Но лично у меня желание сотрудничать пропало напрочь, и мы ушли, справедливо полагая, что в этом городе предложение выше, чем спрос.

Это интересно - Малышка - Камбоджа: храмы и достопримечательности! Часть 3В процессе прогулки нас нагнал полный, похожий на плюшевого медвежонка камбоджиец на тук-туке. 'Леди, леди, 10 долларов и поехали', - сразу же начал переговоры он. Мы уже прошли небольшое расстояние по жаре, ничего подходящего не встретили и решили согласиться. Позже тук-тукер подтвердил свою причастность к отелю 'No problem', но мы решили пощадить его. Мужчина оказался водителем с 10-летним стажем и интуитивно понял, что нам надо - старался возить и высаживать так, чтобы мы не сталкивались со слишком уж большими группами туристов. Покупка билетов в Ангкор не заняла много времени: один день стоит 20 долларов на человека, 2 и 3 дня - 40 долларов, неделя - 60. Мы планировали пробыть здесь 2 дня, заплатили $80 на двоих, нас быстро сфотографировали и выдали карточки с нашими распечатанными сгоревшими на солнце физиономиями.

Это интересно - Малышка - Камбоджа: храмы и достопримечательности! Часть 3В первый день мы посвятили себя малому кругу Ангкора. Честно признаюсь, не имея карты и путеводителя, мы просто ездили в те храмы, куда нас возили. Узнавать их названия и историю не было возможности, поэтому истории мы придумывали сами на ходу. Палила жара, которая к середине дня вызвала у Миши легкое помутнение рассудка. Мы ходили 3 раза по одной и той же дороге, потому что наш герой утверждал, что видит ее впервые. Подробно описывать храмы Ангкора - больше дело историка, чем путешественника. Поэтому скажу лишь о местах, которые понравились больше всего.

Это интересно - Малышка - Камбоджа: храмы и достопримечательности! Часть 3Номер один - это храм, куда мы карабкались по длинной каменной лестнице. Наверху - только птицы и ни одного туриста. Возможно, группы сюда не водят, поскольку небезопасно и долго лезть вверх и вниз. Мы зашли в самую центральную и верхнюю башню и увидели каменного бога, укутанного в цветные одежды (размером с человеческого ребенка). Возможно, это даже был не Будда, а кто-то из существ индуистского пантеона. Рядом пристроилась симпатичная кхмерка средних лет, видимо, хранительница местного храма и каменного бога. Она приветливо улыбнулась нам, словно по-настоящему обрадовалась редким гостям. Мы взяли из рук женщины по ароматной палочке, подожгли и поставили к подножью божества. А она повязала нам на запястье по красной ленточке: 'Это на счастье!'. Тепло разлилось по телу, мы присели на камни неподалеку и около 15 минут с высоты птичьего полета смотрели на останки древнего мира.

Номер два - храм с деревьями. Здесь, наоборот, очень людно и шумно. Нам встретилась группа китайских туристов, у каждого на шее по здоровому фотоаппарату. Объективы за секунды обнажаются по команде экскурсовода - раз, два, пли: Снимать действительно есть что. В этом храме джунгли настолько сплелись с камнями, что стали одним целым. Очистить каменные стены от деревьев - значит разрушить их, поэтому археологи решили в этом месте оставить все как есть. Зрелище впечатляет: то тут, то там на каменных стенах 'присели' огромные деревья с голыми, почти белыми стволами и корневой системой, которая окутала всю кладку и ушла глубоко в землю. Деревья-великаны появились, казалось бы, безобидным способом. Семена падали в каменные расщелины, потом появлялись молодые зеленые побеги, потом проходило несколько столетий и дерево целиком поглощало стену.

Номер три - Ангкор Ват. Самый большой в мире древний храмовый комплекс. Его ни с чем не спутаешь: окруженный рвами с водой, несколькими рядами каменных стен, он поражает своей мощью и одновременно беззащитностью. Века оголили камни, стерли краски на фресках, многие ценности отсюда вынесли и растащили люди по государственным и частным коллекциям. Камбоджийцы считают, что в этом особенно преуспели 'первооткрыватели' Ангкора - французы. Поэтому сейчас местные жители со скепсисом смотрят на восстановительные работы, которыми командуют 'старые друзья' Камбоджи. На этот раз, говорят, Франция выиграла международный тендер, французы руководят 'операцией', привлекая специалистов со всего мира. Ангкор Ват - один из главных объектов восстановительных работ - несколько лет верхняя площадка храма была закрыта для посетителей. В этом году ее открыли, построив специальную деревянную лестницу, упростив подъем. В целом восстановительные работы в Ангкор Вате должны завершиться осенью 2010 года. Кстати, у России тоже есть свой предмет гордости в Ангкоре. Нам рассказали, что первым руководителем восстановительных работ после военных операций в Камбодже стала русская женщина. Ангкор Ват многим поразил археологов. Например, примечательным является факт, что у здания нет какого-то специального фундамента. Камни клали друг на друга, опираясь на песчаную подушку. Особую роль в этой, казалось бы, шаткой конструкции играют рвы с водой вокруг Ангкор Вата. Они нужны были не столько для охраны от врагов, сколько для того, чтобы постоянно смачивать песок, держащий на себе многотонные строения. Такие вот высоты архитектурной мысли.

Ангкор Ват когда-то был посвящен индуистскому богу Вишну, а веками позже его присвоили буддисты и продолжают это делать сейчас. Например, они установили на верхней площадке храма 4 статуи Будды, наверняка нарядили их в оранжевые одежды, украсили цветами. Мы, к сожалению, этого зрелища не увидели. Оказывается, девушкам туда надлежит ходить в длинных одеждах, закрывающих ноги и руки, а я не прошла дресс-код. В Ангкор Ват нас привезли встречать закат: мы решили сделать это на немноголюдном внутреннем дворике, который обнаружил Миша. Залезли на одну из башенок по крутой каменной лестнице, но ничего особенного не увидели. Солнце наглухо затянули облака.

Номер четыре - храм на вершине горы. Во второй день мы решили следовать традиции, принятой среди 'правильных' туристов - встречать рассвет на вершине какой-нибудь руины. Самый популярный вариант - Ангкор Ват, на рассвете и закате там аншлаг. Чтобы быть вовремя, встать надо полпятого утра. Наш доблестный тук-тукер забрал нас вовремя из отеля, и пока мы досыпали у него в повозке, он решил, что Ангкор Ват не вариант, и припарковался возле подножья неприметной горы. Вверх поднималась разбитая веками каменная лестница, перегороженная со всех сторон, видимо, в силу ее небезопасности. Оказалось, есть обход - по дороге, серпантином медленно, но верно поднимающейся в горы. Водитель ласково помахал нам в нужном направлении и прилег 'на козлы'. Сначала мы шли, как правильные туристы, по дороге, а потом обнаружили еще одну лестницу наверх, перешагнули через ограждения (все равно никто не видит) и через 5 минут пыхтения-сопения оказались наверху горы. Перед нами возвышался хмурый и величественный храмовый комплекс. Преодолев еще 150 метров по крутым каменным ступеням, мы достигли самой высокой каменной площадки. Здесь возвышались несколько башенок, смотрящих в разные стороны света. Небо - серое, тучи - словно набухшие от воды губки. Алые ленточки рассвета сначала слабо проглядывались сквозь редкие прорези в грязной перине неба, а потом вовсе исчезли. Это утро разделили с нами, как буханку серого хлеба, еще три человека: двое - белый мужчина и гид - тихо беседовали о древних сокровищах Ангкора, а еще один медитировал, взобравшись на макушку одной из башенок. Я улеглась на одну из каменных ступенек и слушала одним ухом древние истории Ангкора, которые, казалось бы, сами появлялись в голове. Миша тем временем обследовал окрестности. Спустя час, тихие и умиротворенные, мы спустились вниз.

Номер пять - в 70 километрах от Ангкора в болотах, где цветет лотос, спряталась 'Цитадель женщин' (храм Бантей-Срея). За 8 долларов тук-тукер домчал нас до туда с ветерком. Мы ехали словно по живой экспозиции - домики на сваях, маленькие храмы, магазинчики и лавки, озабоченные лица крестьян и радостные мордочки ребятишек. 'Цитадель женщин' оказалась комфортной с точки зрения прогулок - никуда не надо было карабкаться - идешь себе вокруг резных, украшенных орнаментами стен и арок. Вокруг красуются статуэтки и барельефы, изображающие богов-обезьян. Цитадель примечательна тем, что построена из другого материала, нежели Анкоровские храмы. Если все предыдущие здания, которые мы видели, имели разные оттенки цвета мокрого асфальта, то здесь изобиловал коричневый и терракотовый. Не удивительно - Цитадель вырезана из розового песчаника и украшена множеством ажурных завитушек. Все-таки женское царство. Здесь мы встретили впервые в Ангкоре русскую группу, состоящую в основном из тетушек-туристок среднего возраста, с кожей бело-серого цвета. Позже оказалось, что они 2 дня назад прилетели в Таиланд, и их, бедных, не успевших хоть пару часов побыть на солнце, погрузили в автобус и повезли изучать знаменитые руины. Нас рассмешил их гид - русскоговорящий камбоджиец. Коренастый и низкорослый, он больше походил на мима - размахивал руками, изображая птицу, или прыгал, прикидываясь лягушкой. От этого экскурсия больше напоминала уличное шоу, чем погружение в историю Ангкора и окрестностей. Тетушки смеялись и иногда хлопали в ладоши.

Обедали и завтракали оба дня мы на территории Ангкорских владений нашего тук-тукера. Два раза он возил нас в маленькое кафе уличного типа с невысокими ценами и меню в одну страничку. Мы остались в рекомендованном месте и не пожалели - здесь действительно вкусно готовили. Я, например, попробовала лучший в своей жизни суп - с курицей, кокосовым молоком и ананасом - острый, с пряностями и безумным ароматом. На двоих мы легко укладывались в 8-10 долларов.

Возле всех кафешек и храмов Ангкора путешественников ждет засада из местных 'неуловимых мстителей' - ребятишек от 7 до 15 лет. В Камбодже после войны настоящая проблема с беспризорниками. При теплом климате и плодородных почвах ребята живут прямо на улицах, причем улицы древнего Ангкора предпочитают всем другим - здесь самая высокая концентрация богатых иностранцев. Камбоджийские дети - кареглазые, шоколадные, кудрявые - кого угодно обаяют. Поэтому они стайками бегают за туристами, предлагая бусики, коврики и прочую мелочь. Каждый, кто умеет отчетливо выговаривать 'Ван доллар' уже в силах начать свое дело. К сожалению, власти не могут ничего с этим поделать.

Совсем недавно в Камбодже удалось победить педофилию, которая цвела здесь маковым цветом (если верить интернету), сейчас ведется активная пропагандистская кампания против маленьких торговцев. Через газеты, сайты, листовки иностранцев просят НИЧЕГО НЕ ПОКУПАТЬ у детей в Камбодже. Лучше перечислить безналичные доллары в один из фондов, поддерживающий малышей. Если спрос на 'бусики' пропадет, ребятам ничего не останется, как пойти в школу. Образование в стране бесплатное и может обеспечить ребенку будущее.

Последним светлым эпизодом в разъездах по Ангкору стала встреча с нашими коллегами - путешественниками из Владивостока Захаром и Леной. Мы разгуливали за 'крепостной стеной' одного из храмов, последнего на нашем пути. Выглянуло солнышко после хмурого утра и дождливого дня. Миша увлеченно пересказывал мне сюжет Маугли - историю, которую Киплинг писал под впечатлением Ангкора. Я глазела по сторонам в поисках удава Каа или хотя бы какой-нибудь жалкой мартышки и услышала русскую речь. Ребята широко шагали по главной улице храма и оживленно беседовали. Одного взгляда хватило, чтобы распознать в них именно путешественников, а не праздных туристов. Какая-то дружелюбная пчела ужалила меня в попу, и мы кинулись бегом огибать стену и догонять соотечественников. Они оказались еще более безумными, чем мы. За месяц Захар и Лена планировали покорить 4 страны: Вьетнам, Камбоджу, Таиланд и Лаос. Мы их встретили на 'экваторе'. В этой точке наши пути расходились - они в Бангкок, а мы в Хошимин. Но это не помешало провести отличные 15 минут жизни вместе, взахлеб рассказывая о своих приключениях. Мы натолкнули ребят на мысль побольше почитать о Лаосе, а они поведали о самостоятельном путешествии по Халонгу (без покупки специального тура). Нам эта информация, особенно сам факт возможности поездки в Халонг, минуя сети турфирм, очень помогла в будущем. Жара и радость от встречи таких же, как мы, 'оболтусов', опьянила нас на столько, что при посадке в тук-тук мы с Мишей со всего размаха ударились лбами. Треск - по всей округе. Три соседних тук-тукера сбежались поглазеть.

Последнее воспоминание о Сием Репе - милый сердцу отель No Problem. В нас снова впился, как злобный москит, менеджер заведения. Уяснив, что мы намерены в очередной раз уйти у него из-под носа, собрав вещи и самостоятельно отправившись на автовокзал покупать билеты до Пномпеня, молодой человек буквально повис на Мишином рюкзаке. Я благоразумно решила не покидать тук-тука, из засады ведя переговоры с 'вражескими силами'. Отельный менеджер блажил, что все автобусы с автовокзала уже ушли, уехать возможно только купив билет в отеле за 16 долларов с человека. Отправление - поздно вечером. Тук-тукер попробовал поддакивать, потеряв авторитет в наших глазах. В общем, после непродолжительного скандала, мы вырвали из цепких обезьяньих пальцев вредного мальчишки вещи и гордо отбыли в сторону автовокзала. Время было около 16.30. Конечно же, на автовокзале стоял автобус до Пномпеня, готовый к отправлению. Тук-тукер с извиняющимся видом косился в мою сторону, оправдываясь тем, что леди очень-очень-очень везучая... Мы скоро погрузились в автобус и тронулись в сторону камбоджийской столицы.