День 1

Первое путешествие на Алтай - Экскурсия на Манжерок и на остров Патмос, поездка к Чемальской ГЭС- Вставай! - раздалось над моим ухом. Я подпрыгнула и с размаху ударилась о низкую крышу нашего домика. Нарушитель покоя, мой муж по совместительству, в нетерпении переминался с ноги на ногу. Я посмотрела на часы, стрелка казала для меня страшную цифру, 6, не вечера, утра. Надо заметить, что ночью мы только что приехали на Алтай. Остановились на одной из туристических баз за Айским мостом.

Первое путешествие на Алтай - Экскурсия на Манжерок и на остров Патмос, поездка к Чемальской ГЭСМуж никогда в жизни, до этого славного момента, не был на Алтае. И сейчас его явно переполняло детское нетерпение и желание с размаху покорить все туристические маршруты, все горы округи и переплыть великую реку Катунь.

Первое путешествие на Алтай - Экскурсия на Манжерок и на остров Патмос, поездка к Чемальской ГЭС- Там, такие горы! Воздух как будто дрожит на ветру. Ты даже не представляешь, какая красота! - тараторил он. - Наш домик стоит прямо на берегу Катуни. Я с недовольством вылезла из под влажного одеяла. На Алтае из-за близости горной реки не сохнет белье. И практически на всех базах вас встретят слегка влажные подушки и одеяла. Но эти трудности забываются, ведь в домике вы будете только ночевать. В это путешествие мы приехали совсем не надолго, на 2 дня. И я хотела показать мужу место моей прошлой работы. В студенческие годы меня отправляли на практику работать администратором на совершенно новую, в ту пору, базу Империя туризма. Находиться она сразу за Айским мостом, уже через пару лет база стала весьма популярной среди молодежи и даже обзавелась собственным ночным клубом под открытым небом.

Первое путешествие на Алтай - Экскурсия на Манжерок и на остров Патмос, поездка к Чемальской ГЭСВ этот раз мы приехали очень поздно ночью, ехать дальше чем Айский мост просто сил не было. И решено было остаться именно на Империи туризма, цена более чем приятная 800 рублей с человека. Да и в будние дни даже очень спокойно. Домик представлял из себя свеженький сруб с лежанкой с краю и маленьким столиком. На стене рядом с дверью сиротливо болтался гвоздь, некогда представлявшей из себя вешалку.

Мы перекусили остатками бутербродов из дома и муж завел машину.

- Ну, на Манжерок, - встал он в позу дедушки Ленина, и мы поехали снова через Айский мост в сторону села Манжерок.

Первое путешествие на Алтай - Экскурсия на Манжерок и на остров Патмос, поездка к Чемальской ГЭСКогда мы ехали на Алтай, муж тщательно спланировал каждую минуту нашего пребывания. Он тряс меня как грушу по осени, чтобы я сдала ему все известные мне маршруты экскурсий. И из всего изобилия он выбрал самые популярные места отдыха. Итого в первый день у нас получилась 2 экскурсии, первая на Манжерок, а вторая, вечерний подъем на гору Церковка для встречи заката солнца. На второй день оставили Чемальскую ГЭС, остров Патмос и после обеда решили рвануть на Бирюзовую Катунь, чтобы искупаться и немного позагорать.

Мы ехали по трассе М52 в сторону поселка Манжерок, чтобы попасть на озеро, нужно, не доезжая до самого поселка, свернуть в сторону Озерного. Муж напевал песню 'расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок!'. Голосом его явно бог обделил, а вот знание истории было на уровне. Всю дорогу он мне рассказывал, что Манжерок ранее было очень известным место в СССР. Именно на Алтае в лохматые восьмидесятые проходил международный молодежный слет. По пути на Манжерок, мы остановились, чтобы набрать воды на серебряном источнике Арзан-Суу. Вода спускается из самого сердца гор, она прохладная и на вкус лучше всякой минералки. Местные говорят, что вода в источнике лечебная.

Приехав на Манжерок, муж немного разочаровался. Видимо ожидал увидеть подобие кавказской Риццы, прекрасное озеро в горах. А на деле получил зацветающее озеро с масляной водой. Прежде чем в 2000-х годах из Манжерока сделали заповедник, сюда наведывались туристы-дикари. Вскоре берег был почти разрушен от мусора и грязи. Озеро славиться не только слетом молодежи, но и реликтовым растением чилим. Это водяной орех странного черного цвета с острыми колючками по краям. Муж для приличия искупался, побродил по берегу в поисках чилима, но ушлые продавцы сувениров давно обобрали все побережье. Пришлось моему благоверному доехать до села Манжерок, где стоят сувенирные лавки и купить себе подвеску на кожаном шнурке из чилима, покрытого лаком. Он с гордостью повесил сей артефакт на зеркало заднего вида в машину. 'На память!' - ответил он на мое презрительное фырканье.

Ближе к вечеру на мои попытки упасть на кровать и притвориться ветошью, муж вынес меня с матрасом на улицу и заставил дышать воздухом. Он еще не знал, что из себя представляет экскурсия на гору Церковку, местные окрестили эту гору Чертовым пальцем. А вот я представляла, даже очень ярко. Мы нацепили кроссовки и потопали на экскурсию. Так как я уже ни один раз бывала в этих местах, мы не стали брать экскурсовода, понадеявшись на мою светлую память. Уже через 15 минут подъема в гору через лес, муж заподозрил неладное и попытался свериться со своим навигатором. 'Фигушки тебе, получай фашист гранату, это тебе за 6 утра!', - злорадствовала я, бодро топая все выше и выше. До Чертова пальца в гору примерно 6 км пути, эту информацию я благоразумно умолчала. Через час муж матерился на всю округу, его уже не впечатляли красоты, открывающиеся нашему взору. Также я не стала говорить, что этот маршрут можно было пройти на лошадях, дав немного денежек местным мальчишкам. Туристы, так туристы!

День 2

- Вставай! - муж резко подпрыгнул с кровати и тыквой треснулся об крышу. Я улыбалась всеми 32 зубами. Как все таки приятно отомстить. Часы все также показывали 6 утра. Муж чувствовал себя паршиво, все тело ломило, после вчерашнего восхождения на Чертов палец. Но нас ждала Чемальская ГЭС и женский монастырь на острове Патмос.

Чемальская ГЭС одна из первых ГЭС на Алтае и очень популярное место среди туристов. Сюда можно приехать и найти себе развлечения на целый день. Например, муж не удержался и прыгнул с тарзанки. Получив мощную дозу адреналина, потому что его окунули в холодную воду Чемала. А я накупила себе желтых слив и налопалась от души. Всем очень советую попробовать этот фрукт.

А потом мы пошли по узкой горной тропинке к острову Патмос. Муж сразу расспросил местных продавцов, сколько до него топать и только после заверений, что всего минут 15, и что там действительно женский монастырь, великодушно согласился сопровождать меня.

Козья тропка вела нас через красивейшие места. Особенно запомнилось слияние двух рек, белой Катуни и черного Чемала, разительный контраст цветов воды. В конце пути пред нами предстала деревянная постройка монастыря одиноко стоящего на острове. Это действительно святое место и ощущение чуда витает здесь. Остров соединяется с другим берегом реки Катунь подвесным мостом, пройдя через него, мы попали в просторную келью, где послушницы совершали свои каждодневные молитвы. Можно за небольшую плату заказать молитвы за здравие или за упокой.

Мы провели на Чемале почти весь день, на обратном пути заехали искупаться на Бирюзовую Катунь. Это большая развлекательная туристическая база с искусственным озером, которое в теплую погоду прогревается до 25С. Отсюда же можно сходить на Камышлинский водопад, но у нас уже реально не было сил идти пешком.

В следующий раз, когда поедем на Алтай, увезу мужа смотреть на Каракольские озера или поднимемся на ледники искать петроглифы. Приезжайте и вы, на Алтае всегда есть что посмотреть и чему удивиться!