Каньоны

Наш поход назывался "По яйлам и каньонам", но на маршруте это торжественное название как-то само собой сократилось до странного понятия "каньонинг".
КаньоныВ Большой каньон Крыма мы спускались с Ай-Петринской яйлы. В отличие от всех остальных посетителей, которые преимущественно заходят в каньон с другой стороны, от подножия, от водопада "Серебряные струи", и доходят только до "Ванны молодости". Сначала долго шли по лесу, а потом - как-то незаметно вдруг оказались в каменном ущелье. И дальше, по мере продвижения, скалы вокруг становились все выше и выше, и вот они уже сотни метров, и неожиданно понимаешь, как же здесь хорошо в жаркую погоду, в этом ущелье, где царит полумрак и необычная тишина. В походе прошлого года мы прошли Большой каньон поверху, и меня поразило, насколько же он оказался извилистым... А когда находишься в самом каньоне, кажется, что он почти прямой.
КаньоныБольшой каньон... Самое узкое место - полтора метра. Это значит, что, если раскинуть руки, можно застрять. Я специально нашла такое место, проверила... Но по большей части ширина ущелья - от двух до четырех метров. Мы шли по каньону много часов, практически весь день, хотя его длина - не больше трех километров. Я сказала, что мы шли, но на самом деле не шли, а прыгали. Каньон - это камни, большие и маленькие, перемежающиеся с громадными валунами, пересеченные обрывами, трещинами, с резкими перепадами высоты. По таким камням ходить, переступая или перелезая с камня на камень, тяжело - гораздо удобнее прыгать, приспособившись к определенному темпу и найдя точку равновесия. И скорость передвижения при таком способе сильно возрастает. Наверное, я в какой-то из прошлых жизней была белкой или горной козой, потому что мне это "прыганье" доставляло невероятное удовольствие - легко, почти не касаясь земли, отталкиваться, балансируя в воздухе, перелетать с камня на камень, и снова, чуть дотронувшись до земли носком ботинка, зависать в воздухе, ощущая собственное тело сжатой пружиной... Попавшаяся навстречу группа предупредила: были дожди, поэтому кое-где идти придется по воде. Мы сначала не поняли, что они имели в виду, а потом увидели: по всему ущелью было множество закрытых "ванночек", и в эти ванночках стояла вода. Вода остается после паводка или дождей, здесь, на дне ущелья, куда не попадают прямые солнечные лучи, она сохраняется достаточно долго - прозрачная, но грязная, коричневая от гнилых листьев. В некоторых местах такие "ванночки" полностью закрывали проход. Тогда мы обходили это место, карабкаясь по стенам, по трещинам, кое-как цепляясь за ветки и корни деревьев. Но были и совсем глухие места, где глубокая лужа огорожена с обеих сторон гладкими вертикальными стенами без растительности, и не было никакой надежды как-то куда-то перелезть. В таких местах мы, предусмотрительно одетые лишь в купальники и кроссовки (мы вообще весь Крым обошли преимущественно в купальниках), снимали обувь и лезли в холодную воду.
КаньоныВ каньоне очень трудно фотографировать. Светлые камни, на которых солнце рассыпается мельчайшими бликами... На этом фоне любой предмет теряется, сливается с окружающей средой. На всех фотографиях - блики, блики, блики, серые пятна - камни, зеленые пятна - листва деревьев. Изредка попадается яркое оранжевое пятно - это купальник моей сестры. Больше не видно ничего!
КаньоныКонечно же, не обошлось без приключений. Мы шли, сильно растянувшись по каньону, я, как обычно, бежала впереди, за инструктором, кто-то отстал, и вдруг мы услышали где-то сзади глухой шум. Разом остановились. Было такое впечатление, что падают камни. У меня душа единомоментно ушла глубоко в пятки - где-то там, в арьергарде, осталась моя сестра. Мы замерли, не соображая, что делать - что падает, где падает, то ли бежать назад - помогать, то ли вперед, потому что сейчас, может, и на нас камни полетят... Обвал продолжался минуту, а может, и меньше. Потом, спустя несколько долгих-долгих минут, из-за поворота показались наши отставшие. С ТАКИМИ глазами... Позже ребята рассказали, что, услышав шум, сначала не поняли, что это, потом посмотрели наверх и увидели летящие ПРЯМО НА НИХ камни. Они стояли и смотрели на эти камни. По словам Леши, аналогичные ощущения у него были только один раз в жизни - когда на скользкой дороге перевернулась машина.... В последнюю секунду сработал инстинкт самосохранения: ребята бросились врассыпную. Ваня умудрился даже залезть на противоположную стену ущелья, таща за собой Ольгу. Я вспомнила рассказ Юры, который однажды оказался в Большом каньоне во время паводка. По ущелью бурным потоком неслась вода, шел дождь, и камни падали поминутно. Юра нашел какую-то нишу-пещерку, где и устроился на привал. Вот тогда, сказал он, было действительно страшно...
КаньоныГде-то ближе к низовью в каньон выходит источник, который все расширяется и расширяется, разливается великолепными ваннами и порожками и заканчивается знаменитой "Ванной молодости". Народу там! Это те, что пришли снизу. Особенно восхищают девушки в лакированных туфельках на шпильках - интересно, их несли, что ли, всю дорогу? Считается, что тот, кто прыгнет с высокого камня в "Ванну молодости", будет всегда молодым. Для нас прыгнуть - не вопрос, мы и так уже искупались практически во всех более-менее глубоких ванночках, попавшихся по дороге, но здесь ситуация особая. "Ванна молодости" - очень глубокая, метра четыре, дна не достаешь, даже если прыгаешь с самого высокого камня, но - очень тесная, и основная задача тут - не угодить в подводный камень с одной стороны и в отмель с другой, и - главное - не столкнуться в воздухе с другими желающими омолодиться, потому что людей в "Ванне молодости" и над ней, кажется, больше, чем воды...
КаньоныИскупавшись, продолжаем спускаться к водопаду "Серебряные струи". Теперь уже поминутно встречаем людей, группы, толпы людей... Кто-то радостно бросает нам вслед: "Смотрите-ка, от "Ванны молодости" одни дети идут!". Доходим до источника Пания. Из него вытекает Голубая речка, которая на самом деле чисто зеленого цвета. Здесь раньше находилась местная достопримечательность - дуб-почтальон, в котором было громадное дупло, служившее туристам почтовым ящиком. К сожалению, несколько лет назад дуб сгорел...
КаньоныУзундженский каньон. Наверное, одно из самых безлюдных мест Крыма. Кругом горы... В их числе гора Тарпан - по словам Юры, тоже одна из самых непосещаемых. В тот вечер, когда мы туда приехали, был день рождения Полины. Ночью, при свете костра, мы, девушки, соорудили роскошный торт из заблаговременно купленных в каком-то местном магазинчике вафельных коржей, сгущенки и фруктов. Назвали его "Экзотик-торт". По хорошей традиции, продегустировали несколько сортов великолепных крымских вин. От того вечера в моем блокноте осталась меланхоличная запись: "Горный воздух способствует быстрому опьянению"....
Узундженский каньон совершенно не похож на Большой. Весь заросший лесом. Белые меловые камни. по которым непрерывно струится чистейшая, прозрачнейшая вода. Вода бежит по уступам, образуя каскады изумительных водопадиков. Глубокие ванны, их очень много, и в каждой из них мы, конечно же, не упустили случая искупаться. Мы шли вверх, к истоку. Тропка - еле-еле заметная, петляет по каким-то невероятно колючим зарослям. Юра в связи с этим вспомнил, как однажды вел группу, и в какой-то момент заметил на тропинке держи-дерево. Крикнул: "Осторожно, держи-дерево!", и половина группы честно схватилась за ближайшие деревья...
И вот мы у истока. Здесь Узунджа выходит из-под земли и начинает пробивать себе дорогу в горах. Начало реки оформлено в виде короткой металлической трубы, под которой - довольно глубокое прозрачное озерце. Кажется, что здесь каньон кончается (или начинается?), родник окружают высокие, очень крутые скалы. Но оказывается, именно на эти скалы мы сейчас и полезем. Но перед тем как лезть, хорошо бы искупаться.
Юра честно предупредил: ребята, это исток, вода холодная. Холодная? Да что нам, бывалым туристам, привыкшим купаться в водопадах... И я, привычно скинув кроссовки, прямо с камня, на котором остановилась, прыгаю в воду. И - вдруг отчетливо понимаю, почему люди, потерпевшие кораблекрушение в северных морях, живут в воде не больше семи минут. В тех горных речках и водопадах, в которых мы до сих пор купались, температура прогретой солнцем воды была все-таки порядка 10-12 оС, здесь - 8-9 градусов. Сначала - бесконечно долгое погружение, потом - такое же долгое всплывание. Помочь себе руками или ногами не могу - конечности свело сразу же, как только попала в воду. Руками вообще шевелить не хочется, любое движение делать холодно. А нужно еще плыть, до камня метра три. Тут я осознаю: хочешь жить - надо плыть. Делаю глубокий вдох и... оказывается, что дышать в таком холоде тоже невозможно. Барахтаюсь, как котенок в луже... В общем, одного раза мне вполне хватило. А некоторые прыгали до посинения (в самом буквальном смысле!).
Отогревшись, идем дальше. Кое-как заползаем наверх по тем самым неприступным скалам, окружающим родник, и - перед нами открывается "продолжение" каньона! Впечатление, как будто мы попали в затерянный мир... Никакой тропы, идем по сухому руслу. В камнях кое-где встречаются неглубокие дождевые лужицы, зеленые от мха или темно-коричневые от прошлогодних листьев. Здесь непуганый животный мир: так, например, наблюдали, как в одной из луж лягушки "загорают" на спине в воде, неторопливо перебирая лапками. А одна из лягушек сидела-сидела на камне, собрала вокруг себя толпу восхищенных зрителей, а потом оттолкнулась от камня лапками и виртуозно прыгнула в воду. А в соседней луже толстый уж как раз в этот момент обедал, надо полагать, одной из лягушек...
Последний запомнившийся эпизод - форсирование отвесной стены по приставленному к ней сухому и гладкому стволу дерева. Эпизод из серии "цирк уехал, а клоуны остались". Обойти вокруг - нельзя никак, мы находимся как бы в узком тоннеле, в котором слева и справа - высоченные, под три метра, стены, на них нет ни трещин, ни каких-то других зацепок, пригодных для того чтобы залезть наверх. Возвращаться назад - смысла нет, эти стены тянутся уже достаточно долго. А впереди - вертикальная гладкая стена, в которой в одном месте есть что-то вроде узкого вертикального "дымохода", выводящего на ма-аленький-маленький уступ, по которому можно куда-то дальше двигаться. И в нижней части этого "дымохода" какая-то сердобольная душа поставила абсолютно гладкое бревно. Как ребята нас, девчонок, подсаживали, как мы карабкались сначала на это бревно, а потом еще два метра по узкому лазу - это песня... Проблема заключалась еще и в том, что уже выбравшиеся наверх ничем не могли помочь тем, кто еще лез, потому что там даже встать было негде, не то что руку протянуть. Поэтому единственное, что мы могли в подобной ситуации сделать для товарищей - это по мере сил сдерживать смех, глядя на их малоизящные телодвижения, помня о том, что минуту назад сами были в подобном положении...
И вот последний знаменитый каньон Крыма - Чернореченский. Автобус подвозит нас почти к истоку. В отличие от предыдущих двух, Черная речка берет начало в водохранилище, поэтому вода в ней не такая прозрачная, как, например, в Узундже. Зато эта река - одна из самых полноводных. Вообще само понятие реки в Крыму сильно отличается от наших традиционных представлений, и сначала, когда инструктор, показывая на какой-то вялотекущий ручей, гордо называл его рекой, это вызывало легкое недоумение, а потом привыкли, и теперь уже Черная речка, местами напоминающая нашу обычную равнинную реку где-нибудь в Черноземье, казалось необычной для этих мест. Мы идем по настоящему лесу, кружа за поворотами реки - где-то спокойной и полноводной, где-то разливающейся широкими тихими заводями, а где-то узкой, бурлящей, прыгающей по камням, закручивающейся в порогах. Идем несколько часов. Глядя на воду, уже давно хочется купаться. Наконец инструктор сворачивает вниз, под камни, где, оказывается, есть великолепное, со всех сторон закрытое место, как будто самой природой предназначенное для купания. Два больших водоема, соединенные нешироким порожком. Порожек такой, что так и подмывает с него скатиться. Но - страшно: хотя порожек и невысокий - не больше метра, неизвестно, какое дно, где подводные камни, куда вынесет, и хорошо, если при этом не ударит головой о камни, потому что сила воды здесь такая, что, кажется, поставь ногу в поток - и вода увлечет тебя, закружит как щепку... Мы стоим над этим порожком как коты над сметаной. Не могу сказать, что я человек пугливый, но неизведанное пугает обычно всех. К сожалению, наши главные специалисты по горным речкам - Ира и Леша - где-то отстали и еще не дошли сюда. Наконец решается Саша. Радостно проносится мимо нас и... уходит под воду. Появляется через бесконечно долгие секунды в самом конце нижнего водоема. Убедившись, что он жив, в воду прыгаю я. На самой пятой точке стремительно сьезжаю с водной горки и тоже ухожу под воду. Там, под водой, меня несколько раз переворачивает (!) и куда-то выносит. Выныриваю, глотаю воздух и... с удивлением обнаруживаю, что за несколько секунд меня протащило через весь нижний водоем. Интересно, что, сколько бы я потом ни ныряла, "путь" каждый раз один и тот же: пару раз переворачивает под водой и выносит в конец нижнего водоема, причем всегда к противоположному берегу, как бы я ни пыталась "рулить" под водой. За мной с порожка съехала Аня... До конца похода у всех катавшихся с водной "горки" на бедрах были внушительных размеров синяки...
Для подобных "аттракционов" на Черной речке - масса возможностей. В другом походе мы нашли ниже по течению еще одно чудесное место, у которого сразу же образовалась очередь: мы забирались на высокий подводный камень и прыгали в течение, бурный поток поток проносил нас несколько метров и аккуратно ставил на камешки у берега, и мы бежали занимать очередь снова...