Море

МореМоре - это то, ради чего мы едем каждый год в Крым, ради чего стоит туда ехать. Наш опытный инструктор, Сергей Викторович, старался планировать маршруты так, чтобы море и горы чередовались. В этом суть "активного отдыха". К примеру, долго ли можно пролежать у моря на каком-нибудь цивилизованном пансионатном пляже, в толпе других отдыхающих? Лично мне всегда хватало часа, максимум двух. Потом становилось скучно. Еще через час я готова была лезть на любую стену и идти в любом направлении. А в походе? Каждый день - переход или радиальный выход. Целый день идем по горам, потом выходим к морю, купаемся в любом понравившемся месте, а места эти, вдали от цивилизации, от пансионатов и многолюдных пляжей - места эти особенные...
МореОдним из аттракционов, придуманных для нас Сергеем Викторовичем, были "заплывы", точнее, оплывы части суши по морю в тех местах, где выход на берег невозможен. В первом походе мы "оплывали" часть мыса Меганом. О расстоянии, которое пришлось проплыть, мне трудно судить, но вряд ли это было больше 500 метров. Меганом - довольно пустынное место, здесь мало родников и очень жарко. Есть здесь места, где неприступные скалы поднимаются из воды почти вертикально, одно из таких мест мы и проходили по морю. Специально для этого взяли с собой три надувных матраца, на которые сложили рюкзаки и обувь, упакованные в целлофановые пакеты. Матрацы тянули и толкали те, кто неважно плавал, потому что так у них появлялась возможность за этот же матрац и держаться в случае чего. Надо сказать, что плыть по ТАКОМУ морю - невероятное удовольствие. Море абсолютно пустынное, море, в котором даже катер аборигенов Бугаса появляется достаточно редко, море невероятно чистое и прозрачное, в котором нетронутые водоросли растут на подводных камнях и по дну ползают черные крабы и ходят разноцветные, разнокалиберные непуганые рыбы... Справа, со стороны моря, шла волна, и я старалась поэтому как можно дольше находиться под водой. Иногда я подплывала совсем близко к береговым скалам, уходящим вертикально вниз, на непонятно какую глубину, иногда отплывала подальше от берега, где море становилось черным и бездонным, периодически приходилось петлять по причудливому лабиринту подводных камней... Какое невероятное удовлетворение получали от этого заплыва мы, современные дети мегаполисов, до сих пор плававшие максимум в общественном бассейне или в речке-переплюйке на даче, которым дали шанс хоть на миг почувствовать себя романтичными Ихтиандрами, сильными и выносливыми ловцами жемчуга, вольными жителями дикого и прекрасного мира...
МореВ другом походе мы оплывали мыс Ай-Фока. Там было попроще, в некоторых местах тропа спускалась прямо к берегу, и наши вещи несли те, кто плыть не захотел. Те же, кто решил плыть, проплыли по морю довольно приличное расстояние, около километра. А запомнилось нам это плавание тем, что "по дороге" мы наткнулись на великолепную колонию мидий на одном из подводных камней. Мы долго не рассуждали - сплавали на берег за целлофановым пакетиком, и за какие-нибудь полчаса обеспечили себе деликатесное блюдо к традиционным макаронам на ужин - мидии жареные с луком. Но надо было видеть, как мы, подобно бывалым ныряльщикам, набирали побольше воздуха в грудь и опускались на шершавую, затянутую зеленой упругой сеткой водорослей поверхность камня, находили точку опоры и, держась одной рукой за водоросли, другой старались успеть отодрать как можно больше намертво прилипших к камню черных продолговатых ракушек. Они отрывались с невероятно громким хрустом. Нас на этом небольшом камне было пятеро, и хруст вокруг стоял такой, как если бы в закрытой комнате пятнадцать человек одновременно ели чипсы "Cheetos". Я сначала удивилась, что под водой вообще что-то слышно, а потом вспомнила, что звук в воде распространяется гораздо быстрее, чем в воздухе.
МореПосле этого суперзаплыва мы долго грелись на плоских горячих камнях у воды. Согревшись, опять ныряли. Дети от нечего делать кидали в воду камни на дальность. Очередной камень бросает Ванька, и тут из воды появляется его отец Леша в маске и ластах. Камень плюхается в воду в нескольких сантиметрах от его головы. Леша недоуменно оглядывается, фиксирует место, откуда прилетел камень, и хмурится: "От отца задумал избавиться?". "Ой, извините!" - пискнул кто-то из детей. "Ну да, надпись на могильной плите: "извините, пожалуйста..." - отреагировал Леша.
МореОднажды у нас была дневка на море вблизи села Угловое, это где-то в районе Евпатории. Эта дневка была тактически очень правильным ходом, мы устали после пещерных городов, а впереди еще был Большой каньон, Ай-Петри, Форос... Мы приехали на место стоянки поздно вечером. С моря дул сильнейший ветер, и сверху, с отвесного обрыва, было видно: море у берега темное, непрозрачное, мутное... Мы разочарованно покосились на Сергея Викторовича, легли спать. А утром ветер почему-то изменил направление и задул с берега. Он отнес на глубину медуз и водоросли, песок за ночь осел, и, поднявшись утром, мы увидели прозрачную синюю воду с великолепным песчаным дном, в котором на километр от берега глубина была по пояс и можно было разглядеть мельчайшие детали дна. Честное слово, это, наверное, единственное место в Крыму, где море чистое, мелкое и с песчаным дном.
МореВесь день группа провела в воде, благословляя инструктора за умение выбирать места. К вечеру ветер опять усилился, с моря надвигалась огромная грозовая туча. Мы в панике укрепили палатки и стали ждать дождя, глядя на темное небо. Но еще через полчаса из-за горы невозмутимо выползла огромная, почти полная ярко-желтая луна, и небо оказалось ясным и звездным, шумел прибой и волны были высокими.
- Арбуз-то спасся? - спросил кто-то.
МореЕще утром мы положили в море два арбуза, укрепив их между камней - охлаждаться. Смешно было наблюдать сверху, как набегающие волны шевелят полосатые зеленые шарики, и они переворачиваются в камнях, как морские котики на отмели. Один арбуз был съеден в обед, второй не успели. Его ближе к вечеру героически спас из воды Ваня. Однако судьба этого арбуза все равно оказалась печальной. Еще пару дней он болтался под ногами в автобусе, потому что нам просто некогда было им заняться, и в конце-концов прокис, и Олег с Сережей, аккуратно раскачав, сбросили его со скалы в Малом Маяке.
МореОдно из красивейших мест Крыма - мыс Айя. "Ай" по-тюркски значит "святой, "я" - мыс. Святой мыс. Здесь растет какой-то редкий вид можжевельника, да и вообще природа здесь редкая. Крутые склоны, изрезанные узкими тропинками, уходящие почти отвесно в море, на этих склонах широко, просторно растут великолепные вековые ели, и земля сплошь покрыта мягким, пушистым ковром еловых иголок. Запах можжевельника... Народу здесь мало, и даже не потому, что заповедник, а, скорее, потому, что на многокилометровое побережье - всего один родник. Во втором походе 1999 года мы нашли изумительную полянку как раз над этим родником, стояли там два дня и каждый день наблюдали, как с раннего утра к источнику подтягиваются "водоносы" с рюкзаками, набитыми всевозможными емкостями: пластиковыми бутылками, флягами, канистрами...
МореХодить по такому ландшафту - одно удовольствие. В тени сосен не жарко, кроссовки тонут в стелящемся мягком ковре, по всему мысу гуляет легкий свежий ветерок. Тропа то спускается вниз, к самому морю, то бежит на самый верх, и оттуда, сквозь просветы в ветках сосен, видно море. А море здесь особенное... Бирюзовое, цвета морской волны, на много километров прозрачное, и сквозь эту прозрачную воду видны лиловые, фиолетовые камни. Но вот тропинка окончательно спускается вниз. Дальше по горам хода нет. Горы стали неприступными, вертикальными стенами. И дальше мы идем по столь любимому мной нагромождению прибрежных камней, по которым так здорово прыгать, перелетая с камня на камень. Вдалеке видна скала, своими очертаниями напоминающая парус. Собственно, она так и называется - Парус, и к ней-то мы и направляемся. И вот наш путь по побережью заканчивается. Высоченные скалы вертикально уходят в воду. А до скалы Парус - метров двести по морю.
И мы поплыли. Не то чтобы целенаправленно, большинство осталось загорать в последней бухточке, а так, человека три-четыре, посмотреть... И вдруг я почувствовала резкое жжение на сгибе локтя. Нырнула - взглянуть, что там такое... и прямо у своего лица увидела огромную белую медузу-корнерота. По сравнению с обычными мелкими и прозрачными медузами эта была раз в десять больше и имела устрашающую фиолетовую подпушку. Я резко отпрянула - и наткнулась прямо на вторую огромную медузу, которая зонтиком проехалась по шее. Чей-то вскрик рядом показал, что не я одна такая неловкая. Я нырнула еще раз и увидела забавную картинку: под водой Саша, встав в боксерскую стойку, кулаком заехал прямо в центр шляпы большой белой медузы, аккуратно ее отодвинул. Та обиженно развернулась и неторопливо поплыла подальше от этого странного невежливого существа. Оглядевшись вокруг, я поняла, что мы попали. Этих медуз было по пять штук в каждом кубическом метре, причем чем дальше мы заплывали, тем больше их становилось. У самой скалы, по словам очевидцев, просто стада непуганые ходили, целые колонии. Юра предположил, что такое количество могло быть прибито к берегу недавним штормом. Но я до скалы не доплыла. Я пыталась лавировать, но человек, как известно, в воде крайне неповоротлив по сравнению с любыми другими представителями животного мира. Я сдалась и повернула назад. Честное слово, можно воевать со стихией, с силами природы, даже с себе подобными, но быть беспомощной перед этими мерзкими подводными тварями...
А другие доплыли-таки до скалы, в том числе моя сестра. Потом, я видела, она долго стояла на камне, выбирая место в воде, куда можно было бы прыгнуть, чтобы плыть обратно, потому что во всем обозримом водном пространстве были медузы, медузы, медузы...
К сожалению, в позапрошлом году на мысе Айя был пожар, горел как раз редкий можжевельник, после чего это место стало совсем закрытой зоной.
В тех цивилизованных местах, где мы время от времени останавливались - возле поселков и пансионатных комплексов - всегда была возможность на чем-нибудь покататься: на катере, скутере, в конце-концов, просто на надувном банане. По правде сказать, на последнем - сложнее всего, потому что большой проблемой было его поймать. Так, на дневке в Угловом в 2000 году мы сверху, с холма, долго наблюдали, как ярко-желтый банан в одной из бухт катает многочисленных желающих. Пошли к этой бухте. Но только мы подошли к причалу, как владельцы банана, решив, что в этом месте все желающие уже покатались, прицепили его к катеру и, лихо развернувшись, поплыли в другую бухту. Так продолжалось до самого вечера: как только мы подходили к причалу, где на волнах мирно (казалось бы) покачивался желтый банан, как он, словно дразня нас, тут же вскакивал и исчезал. В тот год нам так и не удалось покататься на вожделенном банане. А в последнем походе нам, можно сказать, крупно повезло. Сначала в Малом Маяке, где у нас была дневка, повторялась прошлогодняя история: мы полдня безуспешно гонялись за бананом, а потом он вообще исчез. Махнув рукой, мы двинулись по направлению к лагерю. По пути решили зайти в одну из бухт, где, по предварительным разведданным, на пляже был открытый душ - все хотели смыть с волос соль перед уходом в горы. И - о чудо! - в этой отдаленной бухточке на песке мирно покоился абсолютно свободный ядовито-желтого цвета банан. Нужно было видеть, как мы - взрослые люди - рванули к нему...
Кататься пришлось в два захода - банан вмещает всего шесть человек, и сразу все желающие не влезли. Когда первая группа садилась на это своеобразное средство передвижения, владелец банана спросил, заводя катер: будем банан опрокидывать? Я с берега радостно крикнула: конечно, будем, и он согласно кивнул. Те же, кто был на банане, не услышали, занятые процессом застегивания спасательных жилетов, ни вопроса, ни моего ответа...
Самое главное на банане - солидарность. Когда банан опрокидывается, мы разлетаемся в разные стороны, и из воды очень трудно влезть на этот проклятый скользкий баллон с высокими боками. Но сначала его надо вообще поймать и поставить "на ноги", потому что он переворачивается, а это можно сделать только всем вместе. А еще нужно думать. Потому что когда мы дружно затаскивали на банан последнего человека, все, как один, склонились на левый борт, и банан перевернулся снова...
Совершенно незабываемое впечатление - катание на скутере. Я мечтала об этом много лет. Очень дорого - около доллара за минуту проката. Но на этот раз я не удержалась. Решила: покатаюсь две минуты. Со скоростью, развиваемой скутером, за это время легко можно успеть съездить в Турцию и обратно. Управлять скутером на самом деле очень просто, там всего один рычажок газа и кнопка включения-выключения. Но я на всякий случай решила выяснить все в деталях. Наконец, устав от моих вопросов, владелец скутера спросил: машину водишь? Я сказала: велосипед. Он вздохнул и еще раз повторил инструкции, а потом предложил: давай я сяду сзади. Зря предложил... Я очень боялась, поэтому категорически сказала: нет!
И вот я одна в море. Сначала мой скутер никак не хотел заводиться, все время глох. Так, пытаясь его завести, я на малых оборотах выползла из бухты. Народ на берегу помирал, глядя на мои бесплодные попытки. Но тут я вдруг "почувствовала" руль! И, как учили, сразу дав максимальную скорость (на максимальной скорости - максимальная же устойчивость) и направляя скутер поперек волн, так, что он подпрыгивал на два метра, помчалась в открытое море наперерез большому теплоходу...
Скорость, развиваемая скутером - порядка двухсот километров в час. Конечно, велик риск не удержать руль бешено мчащейся машины и вылететь из нее. Но это не очень страшно: хотя перспектива удариться о воду радует мало, все же догонять скутер вплавь не придется. К рычагу газа прикреплена подвижная чека на тонком тросе, который заканчивается кожаным браслетом, надевающимся на левую руку. При падении со скутера чека выдергивается, зажигание автоматически отключается и скутер в доли секунды замирает как вкопанный.
В море чувство времени теряется абсолютно. То, что я, глядя на щиток, принимала за секунды, на деле оказалось минутами. В общем, минут десять я прокаталась, за что сестра потом пообещала лишить меня мороженого на все оставшееся время похода. Возвращаясь, умудрилась загнать скутер не в ту бухту - они все с моря такие одинаковые. Поняв, что на берегу меня никто не ждет, на удивление лихо развернулась и поехала искать "свой" причал. Группа на берегу смеялась: все, пропал скутер, надо было хоть залог взять... И тут в бухту на полной скорости влетела я, изящно лавируя между головами купающихся и чуть не наехав напоследок на владельца скутера, который, стоя в воде, пытался подать мне сигнал "выключай зажигание"...
Море прекрасно ночью. Во всех местах, где мы были одни, мы ночью плавали. Иногда это было необходимостью - приезжали на место стоянки поздно вечером, пока разбирали вещи и ужинали, совсем темнело, и только ночью наконец появлялось время смыть дорожную пыль. Иногда не хотелось спать. Мы сидели у палаток или у костра, разговаривали или молчали. Море просто тянуло. Сняв обувь, мы осторожно шли к воде. Разумеется, безо всякой лишней одежды - в темноте и так ничего не было видно, а мокрый купальник не успел бы высохнуть до утра. Однажды, это было на мысе Айя, народ, несколько часов подряд тащивший тяжелые рюкзаки по пересеченной местности под палящим солнцем, добравшись наконец до места стоянки, в стремительно опускавшихся сумерках сбросил одежду и ринулся к воде. На берегу никого, кроме нас, не было, а в море вырисовывался неясный темный объект. И тут кому-то из нас пришло в голову направить на этот объект луч фонарика. Это оказался какой-то сторожевой катер, неторопливо плывущий из Балаклавы. Те, кто на нем находился, рассерженные нашим фонариком, в свою очередь включили мощные бортовые прожектора, которые и направили на нас...
Море ночью теплое, спокойное. Каждый взмах руки сопровождается мерцанием то ли воздушных пузырьков, ловящих отблеск звезд, то ли самой воды, насыщенной жизнью, мельчайшими фосфоресцирующими микроорганизмами. Мы выходили из моря на уже остывшую гальку. Несколько шагов до разложенного на камнях спальника, и можно хоть всю ночь смотреть в бесконечное звездное небо, представляя себя на серебристо-белом Млечном Пути...