Горы

Дуб, а рядом граб, все это Крым - кругом леса, леса и горы....

ГорыВзбираемся по камням вверх, цепляясь за колючие кусты. Горы и лес, лес и горы ... Мы поднимаемся на Демерджи - одну из самых красивых вершин Крымской гряды. Мы-это группа туристов-любителей, вырвавшихся на пару недель из душной Москвы. Наш сегодняшний выход называется 'экскурсия в Долину Привидений'.
Горы'Демерджи' по-тюркски значит 'кузнец'. Эта гора - одна из наиболее молодых гор Крыма, и здесь часты обвалы и землетрясения, отсюда и название. Долина Привидений - первая цель нашего маршрута - названа так из-за причудливого рисунка скал: в этом нагромождении камней, в неожиданных изгибах скального плафона человек с фантазией может увидеть все что угодно. Особенно интересная игра света и тени наблюдается в лунную ночь. Нам побывать здесь в лунную ночь не довелось, поверили на слово инструктору Юре.
Многие скалы полузасыпаны землей - результат сильнейшего землетрясения 1927 года.
ГорыА мы идем дальше. Обходим гору с южной стороны на высоте примерно 1200 м. Все горы Крымской гряды с северной стороны пологие, покрытые 'альпийскими' травяными лугами, с южной - круто обрываются к морю, так что нам приходится здорово попрыгать. Тропинка ведет вверх, вверх, то полого, кружа над самой пропастью, то почти отвесно. В некоторых местах приходится, забыв про свое достоинство 'человека прямоходящего', вставать на четыре конечности. Для наших инструкторов подобная 'экскурсия' - легкая ежедневная прогулка, для нас...
ГорыВообще говоря, мы в Крыму всего лишь третий день. Незагорелые, малоспортивные... О том, что такое 'активный отдых', большинство в группе имело самое приблизительное представление. Знали, что будем переезжать с места на место. Знали, что вещи будет возить автобус. Вот, пожалуй, и все. Экскурсия в Долину Привидений? Для нас слово 'экскурсия' ассоциировалось исключительно с музеем и гидом в строгом костюме и с указкой в руках. Ну, наверное, отвезут куда-нибудь, посмотрим на привидений и обратно. 'А в шлепанцах туда можно?'. 'Да можно', - ответил Юра. Бросив на нас критический взгляд, поправился: 'Вам, наверное, лучше все-таки в кроссовках'. Сам пошел в сандалиях на босу ногу.
ГорыГосподи, хорошо, что хоть этот вопрос сообразили прояснить заранее! Позже, в Москве, в числе итогов первого крымского похода, помимо мешка раковин, камней, древних черепков, зеленых грецких орехов, охапок полезных трав и засохших ягод терна и кизила, оказались также летящие в мусорное ведро кроссовки, купленные за день до отъезда в Крым и за две недели полностью потерявшие товарный вид.
Вот они, настоящие горы! На каждой высоте - своя флора. По мере подъема все реже попадаются кизил и терн, начинаются луга с замечательным разнотравьем - фиолетовая душица, желтый чабан-чай. Чем ближе к вершине, тем меньше растительности. Кругом - огромные камни. Здесь, на Демерджи, одна из самых известных достопримечательностей - так называемая 'голова Екатерины Великой', камень, своими очертаниями напоминающий женский профиль. Однако местные жители чаще рассказывают тюркскую 'легенду о девушке Марии': разлученная со своим возлюбленным, Мария поднялась на вершину горы и хотела броситься вниз, но превратилась в камень. Эта легенда - не только крымская, она гуляет по свету, и везде, где есть горы, есть и своя 'девушка Мария'.
Но разглядеть как следует все достопримечательности нет ни времени, ни сил. Юра ходит очень быстро. Круто вверх, по корням деревьев, цепляясь за ветки, потом еще круче - вниз, по скользким камням, по сыпучке, потом несколько метров полого, тропинка заворачивает вниз под камень, и опять круто вверх... Бег по пересеченной местности. Мы стараемся как можем, но все равно наша цепочка растягивается на километр. У инструкторов есть какой-то особый секрет хождения по горам. Сколько раз я наблюдала эту картину: впереди неторопливо, почти не отрывая подошв от земли, шагает инструктор, за ним, выбиваясь из сил, тяжело дыша, бежит группа, и все равно расстояние между нами медленно, но неуклонно увеличивается.
И вот наконец вершина. Геодезический знак - легкая металлическая конструкция со шпилем - отмечает высоту (1311 м). Преодолеваем последние метры, и перед нами открывается вид на четыре стороны света. Слово 'красиво' не значило бы здесь ничего - настолько потрясающий, великолепный, величественный горный пейзаж лежит перед нами.
Мы стоим на вершине. Экскурсия неожиданно превратилась в настоящий поход. Вообще говоря, когда мы видели эту вершину снизу, очень даже слабо верилось, что МЫ можем до нее добраться пешком. Дошли все (а куда было деваться?). Мы стоим на вершине и понимаем: автобус нас здесь не ждет. Другими словами, нам еще предстоит спускаться вниз.
Спускаться всегда труднее. Юра на ходу объясняет, какие группы мышц задействованы при спуске и при подъеме, почему удобнее идти вверх. Но всем уже глубоко наплевать на трехглавые и прочие мышцы, день клонится к вечеру, и как-то все чаще думается, что те, кто остался в лагере, наверное, уже давно пообедали и сейчас лежат где-нибудь на пляже в тени зонтов. Инструктор нас утешает: привал запланирован у водопада Джурла, до которого не больше двух часов ходу. А от водопада Джурла до лагеря - тоже не больше двух часов. В общем, есть шанс успеть к ужину...
Это - проверка на прочность. Может быть, кто-то после сегодняшней 'прогулки' решит остаться в лагере, фирма допускает такую возможность. Но вот наконец и водопад - две каменные чаши, расположенные ступенькой друг над другом. Температура воды здесь, как и в большинстве горных речек, 11-12 градусов. Купальников с собой, конечно, нет. Но нам уже все равно. Дамы ринулись наверх, джентльмены тактично остались внизу. Наш радостный визг, наверно, был слышен на вершине, когда мы прыгали в прозрачную воду, и сверху сыпался ледяной дождь, и, наверное, нельзя понять, что такое настоящее счастье, если не шел, лез или полз весь день по горам под палящим солнцем, если не был покрыт сантиметровым слоем пыли, если не дошел до этого водопада и не сидел на земле у костра с кружкой горячего травяного чая, который способен заваривать только один Юра...
На базу возвращаемся поздно ночью (обещанные четыре часа до лагеря Юра, конечно же, относил к своей, а не к нашей скорости передвижения). Палатки едва различимы в темноте, и ни один звук не нарушает тишину бархатной крымской ночи. И прямо над лагерем, над синими палаточными тентами рассыпаны чьей-то щедрой рукой огромные, сверкающие, не московские звезды. А среди этих звезд, там, где море переходит в небо, медленно плывет прямо по воздуху большой ярко освещенный корабль.
Я бегу к морю и с разбегу ныряю в теплые волны. Слева и справа возникают какие-то неясные силуэты. Пугаюсь, но потом начинаю различать уже знакомые голоса. Да, сегодняшняя 'прогулка' нас здорово сплотила... Что-то будет завтра? Что бы ни было, но мы уже твердо знаем: это будет интересно! Так заканчивается этот первый, самый трудный, самый памятный день. Потом будут другие горы, мы обойдем весь южный Крым - Раман-Кош, Чучель, Ай-Петри, Карадаг, Кара-Тау, Чатырдаг.... но наша первая гора, наша Демерджи, навсегда останется первой...
А на следующее утро мы покидаем гостеприимный лагерь в ущелье Алака... Сначала члены 'экзотик-тура' долго закидывают в автобус вещи. После того как вещи наконец внесены и утрамбованы, выясняется, что для людей места не осталось... Начинается перепаковка вещей. Автобус на глазах разбухает. Наконец кое-как рассаживаемся. Машина трогается с места и через два метра глохнет.
- Автобус - зверь, - сказал водитель Гриша и стукнул кулаком по рулю, и мы, набирая скорость, покатились по серпантину вниз...