Карнавал в г. Базеле собирает около 15 000 костюмированных участников и организуется "Союзом карнавальных оркестров" при поддержке городской администрации, поскольку "модус вивенди" Базельского карнавала - музыка
"Союз" занимается подготовкой главных действующих лиц - костюмированных музыкальных групп, что связано с большими финансовыми затратами. Организация карнавала хорошо продумана: чтобы улучшить качество зрелища, стимулировать творчество оркестров и добыть средства для частичного погашения их расходов между оркестрами происходит соревнование за денежные призы.
"Союз" присуждает оркестрам очки: за вклад в подготовку карнавала, за оригинальность тем в карнавальном шествии, за мастерство масок и костюмов, количество участников, даже то, сколько раз продефилировала группа в шествии. Счет ведется на специальном стенде в центре карнавала; в зависимости от количества очков оркестры получают большие или меньшие денежные суммы. "Союз" получает средства от продажи карнавальных сувениров.
Стимулом является особая почетность членства в "Союзе", связанная со многими ритуалами, ограничением по времени и числу участников. Участники шествий в Базеле - это члены различных объединений, т.н. клик. Герои дня - барабанщики - принадлежали к клике, известной еще в XV в. Барабанный бой, предшествующий появлению ряженых, поднимал жителей города еще на рассвете. Этот обычай, считают этнографы, сохранился как традиция в память об обходах городской стражи в средние века. Ряженые несли транспоранты и каррикатуры, в том числе на политических деятелей. Обязательны среди них были "чертова мельница", омолаживающая страх и стариков, и "тяжелый жернов" для злых языков. Уже с XIX в. их делали профессиональные декораторы.
Центральная роль принадлежала ряженым, изображавшим почетные знаки трех цехов средневекового базеля - "льва", "грифона" и "дикого человека". Последний, одетый в зеленые ветки, в сопровождении нескольких барабанщиков и шута переплывал на плоту Рейн. Каждая из трех масок исполняла свой ритмический танец, состоящий в основном из прыжков. Вечером все ряженые соеднялись вместе и веселье продолжалось до утра.
Никто в городе не говорит "карнавал", всякий называет его "фаснахт". Он продолжается три дня ранней весной. Что происходит? Костюмированные люди идут через весь город в сопровождении музыки. Здесь и традиционные трубы, и барабаны, и "гугенмюзиг" ("Guggemusigg"). В то время как традиционные группы играют традиционные марши, "гугенмюзиг" играют вещи в большинстве очень ритмичные, даже иногда напоминающие карнавал в Бразилии. Главный секрет игры, в том чтобы играть неправильно, не в такт и не по нотам - зато как можно громче!
Есть два пути принять участие в карнавале: активное, т.е. пройти в кортеже веселых оркестров в огромном карнавальном шествии по улицам Базеля. Или пассивное участие, большинство принимает участие именно таким путем, стоя по обе стороны улицы и глядя на активных членов. Это действительно незабываемые впечатления - великолепно сделанные костюмы и маски участников, гром "гугенмюзиг" и толпы зевак.
А в "младшем" Базеле (на правом берегу Рейна) в карнавальное время все население празднует собственный праздник - "Вогель Гриф" ("Vogel Gryff"). Он возник много веков назад в знак благодарности трем "обществам чести" за защиту города. Три символа обществ: "Vogel Gryff" (птица гриф), "Wildi Maa" (дикий человек) и "Leu" (лев) проходят через "младший" Базель, устраивая пляски перед домами почетных членов своих обществ..
"Wildi Maa" - это, возможно, самый притягательный персонаж для младших зрителей. Он носит яблоки между листьев в большом зеленом венке на голове. И дети пытаются добыть яблоко и убежать, потому что, хотя и не верят в чудеса, все же боятся, чтобы "Wildi Maa" не тронул их волшебным деревом, которое у него в руках.
Царскосельский Фонд Развития Культуры
|